ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
17 июня 2022 / Беседка

Селфинуться можно!

Календарь подбросил новую тему для «Беседки»: 21 июня – День селфи

Журналисты «Беларускага Часу», ведущие в газете авторские рубрики «Спросите у Юли» и «Кочка зрения», Юлия Кулик и Олег Федоров решили разобраться, что это – забава, дань моде или опасное увлечение.

Юлия: Если в телефоне есть камера, в нем обязательно будет селфи! Хоть с другом, хоть с котом, хоть просто посмотреть – видны ли круги под глазами. Нам почему-то кажется, что такие снимки – причуда молодежи, особенно девушек. Но первое селфи сделал мужчина: американский фотограф Роберт Корнелиус в 1839-м запечатлел свое отражение в витрине магазина! Что-то мне подсказывает, будь у наших предков фотокамеры, снимали бы они себя налево и направо. А ты, Олег, что думаешь про селфи?

Олег: Думаю, сама идея родилась еще при Пушкине, который в наши дни написал бы: «Свет мой, селфи! покажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Можно копнуть глубже – до героя античного мифа Нарцисса, который не мог отвести глаз от своего отражения (не зря психологи видят у ярых фанатов селфи симптом болезненного нарциссизма). С другой стороны, речь не только о самолюбовании. Согласись, Юля, большинство селфи делают не для себя, а ради кучи «лайков» в интернете.

Юлия: А это не всегда плохо. Результаты опросов доказали: селфи повышают самооценку. Для женщин, которые к себе придираются, это то, что доктор прописал. Когда ты смотришь в камеру и видишь свое отражение, тебе понятно, нормальное ли у тебя выражение лица, удачно ли легли волосы, нет ли помады на зубах. Ты можешь подобрать наиболее выгодный ракурс и сделать кадр, на котором себе понравишься. И если кто-то еще в комментариях сделает тебе комплимент, то это будет поводом улыбнуться.

Олег: Разве я против? Но жажда комплиментов – особенно при дефиците внимания в реальной жизни – может привести к тому, что захочется еще, еще и еще. Тогда селфи рискует превратиться в наркотик. А за углом притаились аддикция и обсессивно-компульсивное расстройство (как же тяжело мне даются медицинские термины!). Проще говоря, навязчивая идея и психологическая зависимость. Красота требует и таких жертв?

Юлия: Раз уж зашла речь про красоту… Тысячи девушек, да и парней, снимая селфи, используют фильтры, делающие их носы тонкими, скулы – ярко выраженными, а губы пухлыми. Да, посмотрев на себя идеальных, многим потом непросто мириться с собой «как есть». Но в последнее время немало людей – тоже через селфи – продвигают тренд на натуральность и естественность. В Инстаграме, к примеру, популярен хэштег «nomakeup» (без макияжа). Фото без обработки публикуют и звезды, которым положено на публике выглядеть безупречно. И когда обычные девушки видят, что у Дрю Бэрримор, Кэмерон Диас или Николь Ричи тоже не сияющая кожа, а на глазах – не всегда ровные стрелки, многим становится легче принять себя и свою внешность.

Олег: Я о другом. Хочешь, объясню свою позицию на… арбузе? Съел кусочек – получил удовольствие, слопал в один присест 10 килограммов – получил каприз желудка или истерику мочевого пузыря. Селфи из той же оперы – важно знать меру. Некоторые энтузиасты ради редкого кадра готовы жизнью рискнуть. Забраться на башню в аварийном состоянии? Легко! А на крышу идущего поезда? Запросто! Осторожно, из зоопарка сбежал крокодил! Тащите его сюда для снимка в обнимку – и пусть все умрут от зависти… И ведь умирают. Но не завистники в соцсетях, а сами селфи-камикадзе. Вот ты, Юля, знала, что ежегодно из-за селфи в мире гибнет больше людей, чем от нападения акул?

Юлия: Раньше такие же безбашенные рисковали, снимая видео в рубрику «А вам слабо?» для «Сам себе режиссер». Там люди и проводили руки через расплавленный металл, и ставили на голову куриное яйцо, которое разбивал ковш экскаватора. Да, крайности – это плохо. Опережая тебя, сама назову другую крайность селфи: когда пользователи соцсетей выкидывают сотни одинаково бессмысленных автопортретов, даже не обременяя себя их подписями. Снимки делаются по принципу «Это я простужена, это я обижена, это я на Новый год текилой обездвижена». Тоже плохо, хотя и безопасно. Но давай вернемся к золотой середине. Селфи – это же всего лишь разновидность фото. Раньше мы просили снять нас на пленку, сейчас – вытягиваем руку и жмем на кнопку сами. Есть ли разница, как это снято, если куда важнее – что на кадре?

Олег: Я и так выгляжу Дон Кихотом, который сражается с ветряными мельницами прогресса. Но для ответа на твой вопрос призову влиятельного союзника. Умберто Эко. Писатель, ученый, философ. Когда-то прославился романом и фильмом «Имя розы». Лет 10 назад он разразился публикацией с говорящим заголовком «Глупец, спрячь свой сотовый телефон». Уверял, что многие, когда присутствуют при каком-то событии, думают лишь о том, как снять видео или сфотографировать, чтобы потом выложить в Сеть. И тем самым отказываются от возможности понять то, что действительно совершается перед их глазами. Ирония в том, что про статью с отказом снимать всё вокруг мне рассказал наш редакционный фотограф. А теперь я перефразирую твой вопрос: разве важнее живых эмоций то, что на кадре?

Юлия: Ни в коем случае! Именно поэтому на важные события своей жизни люди приглашают фотографа! Дни рождения, свадьбы, крестины… Но не тащить же его с собой во все путешествия и на посиделки у костра. И да, пока смотришь на горы, море или общаешься с друзьями, отвлекаться на телефон – последнее дело. Но в какой-то момент понимаешь, что хочешь сохранить происходящее в памяти, чтобы через время вернуться. Поэтому достаешь телефон и говоришь самую логичную фразу: «Ребят… может, селфи?»

Юлия КУЛИК, Олег ФЕДОРОВ
Коллаж Олега ФЕДОРОВА