ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
01 сентября 2023 / Беседка

Штамп в дневнике

Сегодня миллионы школьников сядут за парты, чтобы начать тянуться к знаниям… или все же к оценкам? В разных странах ученикам выставляют баллы, проценты, буквы и даже кружки! Но нужны ли оценочные системы в современном мире или пора их оставить в прошлом?

Юлия: Эйнштейн, Эдисон, Черчилль, Бернард Шоу, Бетховен, Чехов, Бродский… Чувствуешь, к чему веду? Все эти гении – уникальны и талантливы, а еще – заядлые двоечники. В школьные годы наверняка получили немало подзатыльников от взрослых и звание неучей. Но давно доказано, что оценки – не показатель знаний. Зачем же, Олег, тогда они нужны?

Олег: Стой, погоди. Кем давно доказано?

Юлия: Я же тебе говорю – примерами гениев.

Олег: Их потому и считают гениями, что такие люди – феномены, исключения из правил. К тому же Альберт Эйнштейн не был двоечником – этот миф документально опровергнут много лет назад. А Людвиг ван Бетховен до конца жизни не дружил с умножением и делением, так что его познания в математике абсолютно заслуживали школьный «неуд». Ты не подготовлена к уроку – садись, двойка!

Юлия: Хорошо, что за твою двойку мне не надо переживать, да и на желание поспорить это не повлияет. А как же дети? Страх ошибиться и получить «лебедя» может отбить инициативу, стремление выразить свое мнение или предположение. Сказал что-то не так – получай балл пониже. Нет уж, лучше промолчать, вдруг пронесет. Неужели это правильно?

Олег: Конечно, неправильно. Дети не должны бояться учебы. Но разве проблема в системе оценок? Это как в превышении скорости обвинять автомобили, а не водителей-лихачей. Не кажется ли тебе, что страх перед школьной отметкой возникает по вине тех, кто делает из отстающих учеников посмешище класса, а также «благодаря» родителям, устраивающим из-за плохой оценки катастрофу вселенского масштаба с материнскими стенаниями и отцовским ремнем?

Юлия: Дети не должны бояться учебы – отлично сказано! Только на практике оценочная система смещает внимание с получения знаний на получение отметок. Поэтому в ход идут списывания, шпаргалки, слезные мольбы учителям… Если прокатит, знаний не прибавится, зато заветные «8», «9», «10» обеспечены. И родители счастливы.

Олег: Ты отметаешь отметки и обесцениваешь оценки. А что взамен? Надо же как-то фиксировать уровень обученности и степень успеваемости. Будем по примеру дрессировщиков в цирке поощрять школяров за выученный урок кусочком сахара?

Юлия: Зачем же так примитивно? Неужели ты думаешь, что мы первые, кого заинтересовала (без)оценочная система? Мне, например, пришлась по вкусу идея геймификации – игровой формы. Суть ее в том, что ученики стремятся не получить оценку, а пройти задание – выучить тему, сдать тест – и таким образом повысить свой рейтинг. Некоторые американские преподаватели даже украшают стены класса «станциями» с такими заданиями, а ученики вешают наклейки со своими именами туда, где они сейчас находятся. Так школьники видят личный прогресс и могут тянуться за сильнейшими.

Олег: Учеба с элементами игры? Классный класс! Объясняют правила, ты выполняешь задания, проходишь уровни. Как в компьютерных играх. Но не ты ли, Юля, в прошлой «Беседке» доказывала, что игровая зависимость – это кошмар? А теперь предлагаешь прививать ее с раннего детства, да еще и в школе. Ученики не будут списывать – станут взламывать код тестового задания, накручивая себе рейтинг. Потому что с низким рейтингом окажешься в хвосте класса – не двоечником, а лузером.

Юлия: Во-первых, это лишь один из безоценочных методов. Во-вторых, ну хорошо: поставили ученику отметку. О чем она говорит? Была в диктанте по русскому языку ошибка или же балл снижен за зачеркивание? Задача в контрольной по математике решена неверно или же просто оформлена не по правилам? Разве учитель дает развернутые комментарии после каждых проверочных – кому, что и где нужно подтянуть? Нет, вот тебе «4», «7», «10», переходим к следующей теме!

Олег: Знаешь, Юля, ты, может, права, но, пожалуйста, послушай. Сколько запятых! Одуреть можно от правил пунктуации. Но на то они и правила. В свое время меня тоже возмущало снижение отметки за неряшливость. А потом я понял, что в этом есть воспитательный момент – учить школьников аккуратности. К примеру,
тебя не раздражают журналистские тексты с грамматическими и пунктуационными ошибками? А что такого,
тема же раскрыта!

Юлия: А давай спросим у таких журналистов, какая оценка у них была по языкам? Съем этот номер газеты, если ниже «8». Рискну предположить почему. Дети, которые в будущем выберут публичную профессию, как правило, активны и обаятельны. Учителя симпатизируют им и делают поблажки. «Не будем ставить Тане тройку – она же так хорошо поет!», «Максима надо поддержать – он же представляет школу на городском забеге!» Разве нет такого?

Олег: Ты уже определись, Юля: учеников оценками гнобят или поощряют?

Юлия: Вот! Я это и пытаюсь сказать: оценки – не объективный показатель знаний. В них нередко скрываются и похвала за самодеятельность, и упрек за шум на уроке, и желание школы получить больше медалистов, и нежелание учителей ругаться с родителями за двойку их ребенка.

Олег: Считается, что субъективность исключена в тестовых заданиях. Но и здесь есть к чему придраться. Выбирая варианты «от балды», гипотетически можно набрать больше баллов, чем всезнайка, который не справляется с волнением на контрольной. Я к тому, что в любой системе оценки знаний найдутся изъяны.

Юлия: Оттого и обидно, что все слишком зациклены на оценке. Учителя не устают напоминать, что от нее зависит шанс поступить в вуз, получить хорошую работу и зарплату. Но ведь это не совсем правда. Школа должна учить не сражаться за высокий балл, а жить в обществе, презентовать себя, уметь совладать со стрессом, выделяться, делать выбор… Вот мы и вернулись к началу: как думаешь, сколько бизнесменов, да и просто профи в своем деле – отличники, и все ли отличники – бизнесмены и профи в своем деле?

Олег: Если школа должна готовить к жизни, в которой бизнесмены символизируют успех в обществе, то ты права. Тогда давай вернем церковно-приходские классы, где будут учить только грамоте, а базовую и среднюю школу заменим на психологические тренинги и курсы по бизнесу. Но по мне, наша система образования и без того самая реформируемая. Было пять баллов для оценки – не хватает маневра. Ввели 10-балльную шкалу – хорошо, но мало. На ЦТ используют уже сто баллов, однако попытки заново изобрести велосипед не прекращаются. Еще у нас учебники тяжелые, уроки длинные и школьный звонок слишком громкий. Непаханое поле для тех, кто хочет сеять разумное, доброе, вечное.

Юлия ЯШЕВСКАЯ,
Олег ФЕДОРОВ