ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
09 ноября 2022 / Наследие

Сокровища Старого замка

Археологические раскопки, этнографические экспедиции, клады и даже контрабанда… Главный хранитель фондов Гродненского историко-археологического музея Елена Жарина рассказала о происхождении новых экспонатов.

– В основном фонде нашего музея практически 200 тыс. экспонатов, в научно-вспомогательном – свыше 31 тысячи. В Беларуси похвастаться таким объемом может редкое учреждение. В постоянной экспозиции представлена лишь небольшая часть: раньше в Старом замке было 18 экспозиционных залов, ежегодно выставлялось около 9–10 тыс. предметов. Сейчас, поскольку здание дворца закрыто на реконструкцию, посетители могут увидеть порядка 5 тысяч, – приводит цифры Елена Жарина.

Повторные открытия

Ежегодно фонд музея пополняется примерно 500 предметами. Немало находок принесли архео­логические раскопки, которые велись параллельно с реставрацией замка в 2017–2018 годах. В частности, нашли шахматные фигуры и фрагмент доски, шашки XII–XIII веков, женские и мужские украшения, гребни, ювелирные инструменты и рыболовные снасти.

Проводят работники и этнографические экспедиции. И хотя за 100 лет существования музея специалисты уже не раз объехали Гродненщину, все равно находят интересные аутентичные предметы. Это и старинная домашняя утварь, и текстиль (рушники, покрывала и т.д.), и мебель. Порою открытия бывают совершенно случайные: однажды музейщики нашли сверток царских рублей, отодвинув диван в доме под снос.

– Интерес для музея представляют любые предметы быта. Часто встречаются изделия стеклозавода «Неман». Первая мануфактура, которая была его предшественницей, заработала в Березовке около 140 лет назад. Сейчас в коллекции стекла более 2 тыс. экспонатов, в том числе достаточно редкие каталожные экземпляры довоенного периода, – рассказывает специалист.

Подарки музею

Елена Жарина считает, что даже привычные, казалось бы, обыденные вещи музейщики оценивают совсем иначе. Однажды ее коллега заметил, как кто-то выкинул из подвала сорокалетний пылесос. Сотрудник музея не мог проигнорировать предмет, отражающий быт советских людей. Возможно, в будущем этот прибор станет частью одной из ретровыставок, очень популярных сейчас. Некоторые посетители сами приносят новые экспонаты.

– В этом году был интересный случай. В Гродно приехал гражданин Кыргызстана, который увлекается историей и коллекционированием. Он нашел открытки с довоенными видами нашего города и фронтовые письма-треугольники из Берестовицкого района. Все это гость подарил музею, – продолжает Елена Жарина.

 


Фонд музея делится на 50 коллекций. Самая большая, порядка 40 тысяч, – по археологии, на втором месте – природоведческие (более 15 тысяч), следом идут предметы быта и этнографии (около 5 тысяч), примерно по 2 тысячи предметов составляют коллекции икон, живописи, графики.


 

Конечно, музей сам постоянно ищет и покупает новые раритеты. В 2022 году удалось приобрести серебряные солонки и ложки конца XVIII – начала XIX века, выполненные гродненскими мастерами Якубом Дитрихом Даном и Виглевским (имя не известно). Кроме того, музей приобрел полную колоду игральных карт фабрики Лапиных, которая работала в Гродно в довоенное время.

– Еще один источник поступлений – конфискованные на границе ценности. В 1990-е фонды музея, например, пополнили вещи царской семьи: фотография Ольги Романовой с ее подписью и две адресованные матери записки, памятная книжка Александра II, настольный отрывной календарь Николая II. Обратите внимание: отсчет остановился на 31 июля 1917 года. И это не случайно: на следующий день царскую семью отправили в тобольскую ссылку, – показывает главный хранитель фондов. – В последние годы к нам, как правило, попадают предметы нумизматики и фалеристики. Так, в 2018 году в фонды музея поступило 3 тыс. античных монет, которые задержали на границе.

Собиратели кладов

Отдельно в фонде музея можно выделить клады (сейчас их уже 26). Один из них в 1989 году нашли на территории бывшего имения в Берестовицком районе. Внутри ящика оказались столовое серебро, монеты, награды, кубки из серебра и золота. Принадлежали они роду Немцевичей – в 1939 году, покидая эти места, семья закопала фамильные ценности на территории усадьбы.

– Большой резонанс вызвали два клада, обнаруженных в Гродно в 2016 и 2018 годах на территории бывших еврейских гетто. В первом случае это были обручальные кольца с именами Рифка и Эфраил и датой 19 апреля 1920 года, царские золотые 5- и 10-рублевые монеты – все самое ценное, что семья могла спрятать в надежде спастись и потом за этим вернуться, – замечает Елена Жарина. – В 2018 году в коробке из-под табака нашли 68 золотых изделий, включая зубные коронки. Врач-стоматолог, которого пригласили для экспертизы, определил, что они так и не использовались по назначению. Монеты и ювелирные украшения из клада, наоборот, были «надщипаны». Кроме того, среди предметов оказались слитки золота разной пробы. Пришли к выводу, что найденное принадлежало местному врачу-стоматологу еврейского происхождения.

Разнообразие ценностей

Собеседница не берется называть самые ценные предметы фондов и уверяет, что они есть в каждой коллекции. В музее собраны редкие книги и старопечатные издания, документы и рукописи XV–XVII веков, в том числе королевские привилеи, архивы гродненских дворянских родов, костелов и монастырей. Очень богаты и разнообразны археологические коллекции, в составе которых свыше 40 тыс. экспонатов. По-своему интересно собрание Станислава Живно, который в 1920-е привез из Америки и передал музею более 3 тыс. минералов, экзотических насекомых, чучел зверей и птиц. Достаточно богата коллекция оружия и доспехов – она включает ценный клад вооружения 1270-х годов, обнаруженный гродненскими школьниками на берегу Немана в 1987 году.

– Трудно сказать, сколько еще ценностей скрывает гродненская земля. Опыт подсказывает, что нас ждет много открытий, которые мы с удовольствием будем демонстрировать посетителям, – подводит итог Елена Жарина.

Елена КАЯЧ, фото автора