ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
26 апреля 2024 / Наш край

Столица Поозерья

Экологический праздник «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю» стал брендовым мероприятием всей Витебской области. Проходит он в живописном райцентре. Но такой статус город на берегу озера получил не сразу. За право лидерства соперничало несколько населенных пунктов.

Кто в районе главный?

Удивительно, но одним из них стал самый маленький город страны – Дисна. Главный хранитель фондов Миорского историко-этнографического музея Инна Толопило обращает внимание на карту региона. Дисна расположена на пути «из варяг в греки». Судоходная река способствовала развитию торговли, в городе размещались склады иногородних купцов, здесь производили паруса и канаты, трижды в год устраивались ярмарки. Говорят, о живописных водах рассказывал своему сыну уроженец Дисны Степан Гриневский. Не их ли романтику впечатлительный мальчик, взяв псевдоним Александр Грин, описывал в своих книгах?

Все изменилось, когда река перестала быть главной транспортной артерией. До постройки Рижской железной дороги в городе жило более 7 тыс. человек. С ее появлением ремесленникам пришлось искать заработки в других местах. К началу Великой Отечественной войны население Дисны сократилось вдвое. Сейчас здесь живет чуть меньше полутора тысяч человек.

Музейщики замечают: есть в районе еще два населенных пункта, которые могли бы претендовать на лидерство. Первый – деревня Перебродье. Рыбацкое поселение между двумя озерами имело статус города и Магдебургское право. Однако в XVIII веке Перебродье развивалось не слишком активно. Сейчас и вовсе здесь живет полторы сотни человек.

Второй – деревня Леонполь, которой в свое время владел известный род Лопатинских. Имение, где работало ткацкое и суконное производство, в 1831 году сожгли казаки в отместку за участие Лопатинских в восстании. В начале прошлого века Станислав Лопатинский восстановил родовое гнездо, позже его передали костелу (что является достаточно редким явлением). До наших дней здесь сохранилась мемориальная колонна – ее возвел Ян Лопатинский в честь Конституции, принятой 3 мая 1791 года. За колонной ухаживают местные жители, усадьба передана ОАО «Интеграл» – управляющая компания холдинга «Интеграл», а в самой деревне живет немногим больше полусотни человек.

Камни с историей

Время распорядилось так, что центром северо-западного региона стали Миоры, и теперь сюда стекается вся информация о прошлом края. В музее вам покажут твердые нуклеусы периода неолита, которые служили ножами, фрагменты штриховой керамики, обожженной в костре, каменные топоры (их вплоть до 1980-х жители использовали как отвесы для колодезных журавлей), окаменелости ледникового периода. При раскопках кургана деревни Кублищина обнаружен горшок с прахом – он наглядно демонстрирует традицию погребения путем сожжения.

Свидетелями дохристианского периода являются и камни-следовики. Их в районе 13. К сожалению, привезти огромные валуны в Миоры крайне сложно, равно как и Борисов камень, что лежит в Двине близ Дисны.

– Был на территории района и камень-крест, – говорит Инна Станиславовна. – Он находился на древнем городище Прудники на берегу реки Вята, но однажды ночью исчез. Видимо, кто-то присвоил артефакт.

Центр края

Формируя фонды, музейщики попросили местных жителей подарить учреждению предметы старины, с которыми не жаль расстаться. Вскоре рядом с кроснами, мотовилами, цепами, зернотерками тут появились эксклюзивные экспонаты.

Например, жительница деревни Фролов­щина передала 150-летний старообрядческий шкаф для икон. Ее дед смастерил вещь сам. Еще одной гордостью экспозиции собеседница называет граммофон начала прошлого века, выпущенный в Швейцарии.

– Он в рабочем состоянии, единственная проблема – некачественный звук. Мы нашли специалиста в Санкт-Петербурге, который, надеемся, поможет это исправить, – делится она.
Примета советского времени – телевизор КВН-49. В СССР его выпускали с 1949 по 1962 годы. Назвали аппарат по фамилиям инженеров, которые его разработали: В. Кенигсон, Н. Варшавский и И. Николаевский.

Кстати, известная юмористическая передача – своеобразная отсылка к «народной марке».

Сейчас Миоры – не только административный и промышленный, но и культурный центр региона.

– Раз в три месяца к нам приезжают выставки белорусских художников, – говорит Инна Станиславовна. – Сейчас миорчане могут увидеть 15 работ учителя живописи и композиции Греской детской школы искусств (Слуцкий район) Александра Салтовца. Кстати, цикл картин «Ледяное царство» вызвал споры у наших посетителей. Тогда они связались через социальные сети с автором, и он ответил на их вопросы. А наш земляк Вячеслав Шамшур подарил музею серию своих линогравюр, которые включены в Музейный фонд Республики Беларусь.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора