
Страничных историй хранитель
Коллекция Александра Севенко – солидный книжный фонд, где самые старые экземпляры датируются началом XVIII века. Гродненский краевед, историк и журналист не просто хранит их на полках, а регулярно использует в своей работе, проводит выставки.
Все началось со сказки
– Собирать коллекцию начал еще в детстве. Первые книги ко мне попали, когда только научился читать, – в 4 года. Как-то в деревню приехали старьевщики, и я увидел среди вещей сборник сказок 1940-х годов. Он мне так понравился, что я попросил бабушку выменять для меня эту книгу, – вспоминает Александр Севенко. – А первое самостоятельное приобретение сделал в 5-м классе, когда за карманные деньги купил старинную книгу у дворового приятеля и пополнил нашу небольшую домашнюю библиотеку, где тогда было несколько сотен изданий.
Кажется, как можно назвать ее «небольшой»? Но все познается в сравнении: сейчас у Александра Севенко тысячи томов (точный счет он давно не ведет). И у каждого свой путь в коллекцию. Раньше, по словам собеседника, в Гродно были букинистические отделы в книжных магазинах и специализированный магазин на улице Советской, где в 1980-е он успел приобрести несколько книг, а в 1980–1990-е в городе проводились букинистические аукционы. В последние годы ценители редких изданий в основном находят друг друга на тематических площадках в интернете. Кроме того, в Гродно действует клуб коллекционеров, и, поскольку Александр Севенко давно уже собирает свою библиотеку, к нему напрямую обращаются те, кто хочет продать (обменять) книги. Некоторые экземпляры гродненцу преподносили в дар.
– Сейчас меня в основном интересует краеведческая литература о Гродно. Вот это брошюра «Древняя Коложская церковь Бориса и Глеба в Гродно» 1908 года. В ней сохранилось изображение утраченной в Первую мировую войну Коложской иконы Божией Матери. Пока не отыскали копию, выполненную с древнего оригинала, по этой фотографии писали образа, – показывает Александр Севенко. – Помимо того, собираю книги писателей, которые жили и работали в Гродно, – Быкова, Карпюка и других. Особый интерес для меня представляют издания с автографами авторов.
Ищите в книгах
Любопытно, что не всегда старые книги – самые ценные. Как пояснил собеседник, все зависит от тематики, общего тиража и сохранившихся экземпляров, места издания, наличия иллюстраций и даже былых владельцев. У коллекционеров, например, пользуются спросом издания на белорусском языке начала ХХ века. Так, в библиотеке Александра Севенко есть напечатанный в 1920-е годы в Вильнюсе белорусский календарь с произведениями Коласа и Купалы. Включает коллекция и альбом «Родные места Адама Мицкевича» 1900 года. В нем фотографии Новогрудка, усадьбы в Заосье, озера Свитязь и других мест, связанных с поэтом, авторства известного фотомастера Теофила Боретти. Таких альбомов всего несколько в Беларуси.
– Книги – важная часть моей жизни. Очень люблю читать, правда, из-за нехватки времени редко читаю что-то для себя. В основном, поскольку работаю журналистом и сотрудничаю с разными изданиями, а кроме того, занимаюсь научной работой, ищу в книгах нужные сведения, – рассказывает Александр Севенко. – Недавняя статья для журнала «Гродно» началась с небольшой заметки во фронтовой газете «Красноармейская правда» за 8 марта 1945 года, которой пополнил свою коллекцию. Там я прочел о жительнице нашего города Елизавете Сергеевой. Заинтересовался и постепенно, по крупицам, стал собирать о ней информацию в краеведческой литературе…
Часто при написании статей о Гродно XIX века Александр Севенко обращается к двухтомнику 1863 года «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Гродненская губерния» Павла Бобровского. Автор жил в Гродно и пользовался книжными собраниями коллекционеров того времени, в том числе Александра Гинтовта – владельца библиотеки старинных манускриптов. К слову, коллекционированием книг в XIX веке занимались многие знатные роды. Немало экземпляров из их фондов теперь хранится у Александра Севенко, в частности, отдельные книги из собраний графов Косаковских.
Путешествие в прошлое
Александра Севенко отличает очень бережное и трепетное отношение к книге. В библиотеке гродненца, к примеру, есть фолиант «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета», изданный в Москве в 1798 году. Каждая из этих историй сопровождается оригинальными гравюрами. Некоторые коллекционеры, стремясь выгоднее сбыть ненужную им литературу, вырывают страницы с иллюстрациями и продают по отдельности – для собеседника такое недопустимо. Не раз приходилось ему спасать книги, которые владельцы посчитали «бесполезными» и хотели отправить на макулатуру (такая участь, например, после распада Советского Союза постигла коммунистическую литературу). В декабре исполнится 100 лет со дня основания СССР, и Александр Севенко планирует провести тематическую выставку, где представит эти издания.
– Иногда складывается впечатление, что не я ищу книги, а они меня находят и попадают в коллекцию. Я их храню, берегу, при необходимости реставрирую: расплетаю, страницу за страницей ремонтирую и переплетаю заново, – описывает Александр Севенко. – У каждой книги свой запах, доставшийся ей от предыдущих владельцев: некоторые пахнут пожаром (их, вероятно, вынесли из горящего здания), другие впитали запах печного отопления или лекарств, а те, что хранились в хороших условиях, имеют специфический аромат, схожий с кофейным. Во многих книгах сохранились печати и экслибрисы, дарственные или владельческие надписи и пометки, рисунки, старые закладки – это и образки, и фотографии, и денежные купюры прошлых лет, и старинные фантики от конфет, и засушенные листки или цветы. Когда берешь в руки такую книгу, мысленно переносишься в прошлое, поэтому люблю читать классику в прижизненных изданиях авторов.
Елена КАЯЧ, фото автора