ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
13 октября 2023 / Память

Страшные тайники карателей

О новых фактах зверств оккупантов на территории Беларуси рассказал прокурор Брестской области Виктор Климов.

Руководствуясь принципом «Никто не забыт, ничто не забыто», даже спустя 80 лет мы открываем новые факты зверств нацистских оккупантов на территории Беларуси. Этим занимаются поисковики, архивисты, а с недавних пор – еще и работники прокуратуры. Как на Брестчине расследуются преступления времен Великой Отечественной войны, рассказал прокурор Брестской области Виктор КЛИМОВ.

  • – Генеральной прокуратурой с апреля 2021 года ведется уголовное дело по фактам геноцида мирного населения нашей страны в годы Великой Отечественной и послевоенный период. Что удалось узнать за это время?

– Беларусь подверглась всем формам геноцида, перечисленным в Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него». Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории нашей страны убито не менее 3 миллионов человек, угнано в немецкое рабство более 380 тысяч, многие из них погибли. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Подтверждены случаи их использования в качестве доноров крови.

Когда в сентябре 1941-го немецко-фашистские войска полностью захватили нашу республику, на ее территории были созданы свыше 580 мест принудительного содержания граждан, фактически – лагерей смерти. Из них 60 располагались на территории Брестской области. Три установлены в ходе расследования уголовного дела, по которому допрошены 16 тысяч человек, включая почти 7 тысяч бывших узников.

Завершается работа по уточнению и фиксации географических координат населенных пунктов Брестской области, частично или полностью уничтоженных в годы Великой Отечественной войны. Территориальными прокурорами при участии следователей региональных подразделений проведено более 800 осмотров таких поселений.

По результатам анализа архивных документов и проведенных следственных действий установлен факт частичного либо полного уничтожения в годы войны 876 населенных пунктов, располагавшихся на территории современной Брестской области. О сожжении 43 деревень ранее не было известно.

  • – В 1942 году территорию современной Брестской области охватила «Болотная лихорадка» – карательная операция фашистов. Сколько людских жизней она унесла? Каких населенных пунктов не стало на карте?

– Особые свирепство и жестокость оккупанты проявляли по отношению к жителям деревень, находившихся на территории действия партизанских формирований и в лесных массивах. Уже в июле – августе 1941 года в ходе крупной карательной операции «Припятские болота», частично охватившей и территорию Брестской области, только в Пружанском районе полностью были уничтожены 6 деревень, располагавшихся в Беловежской пуще или поблизости. Правда, большинству сельчан удалось скрыться в лесах, но проживать пришлось в ужасных условиях.

Страшная участь постигла в ходе карательной операции деревни Радецк и Чадель Пружанского, Хотыничи Ганцевичского, Великая Гать и Святая Воля Ивацевичского районов. В Хотыничах было сожжено 130 подворий, убито 73 мирных жителя, в Святой Воле – 137 подворий и 436 человек.

Вторая крупная карательная операция под названием «Болотная лихорадка» проводилась с 25 августа по 20 сентября 1942 года. Деревни Вядо, Красница, Тупичицы Ивацевичского района повторили судьбу всем известной Хатыни. Они не были восстановлены в послевоенный период. Тогда же были сожжены и 676 жителей деревни Бобровичи.

Фактически в это же время на территориях Брестского, Жабинковского, Кобринского и Малоритского районов велось массовое уничтожение мирного населения в ходе операции «Треугольник». Чтобы пролить свет на происходившее, изучено свыше 1500 томов документов, находящихся в государственном архиве Брестской области. Проводятся, кроме того, осмотры и оцифровка материалов фильтрационных дел, общая численность которых превышает 30 тысяч. Сотрудниками прокуратуры региона изучено также 3185 архивных уголовных дел, хранящихся в УКГБ по Брестской области.

  • – При расследовании уголовного дела о геноциде проводились и полевые поисковые работы. Каковы их итоги?

– Проведено 37 осмотров ранее неизвестных мест захоронения мирного населения. Так, в Барановичском районе в лесном массиве возле д.Тартаки обнаружены останки примерно
9 человек, расстрелянных в 1942 году. Найдены фрагменты обуви, гильзы и иные предметы, свидетельствующие о групповом захоронении.

На территории того же района возле д. Серебрище выявлено место захоронения 12 жертв оккупационного режима, расстрелянных в 1943 году. Один из них, предположительно, был ребенком.

Страшная трагедия разыгралась и возле д. Новые Буды Ляховичского района. В одном из захоронений найдены останки 63 человек, во втором – семерых (в том числе детей), в третьем – еще 44 жертв нацистов.

На территории Лунинецкого рай­она в урочище Мочула обнаружена братская могила на 834 человека, включая 117 детей. Предположительно, все они были еврейской национальности.

Все извлеченные по результатам поисковых работ останки пере­захоронены.

  • – Вы упомянули, что при раскопках находили различные предметы, свидетельства фашистских бесчинств. Их передают в музеи?

– Конечно. В Брестской области открыты 22 музейные экспозиции о ходе расследования уголовного дела о геноциде, которые посетили уже 260 тысяч человек. Еще в начале мая в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» стартовала тематическая экспозиция, в открытии которой я участвовал.

В учреждениях образования области также организовано более 500 стендов и выставок. Их содержание постоянно обновляется, регулярно проходят встречи с трудовыми и учебными коллективами. Подобные мероприятия зачастую способствуют установлению свидетелей злодеяний нацистов, так как слушатели охотно делятся историями своих земляков и родственников, тем самым помогают зафиксировать все факты преступлений нацистов для сохранения исторической памяти.

Беседовала Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников