Строчка в столетие
В коллекции Виктора Горовцова – швейная машинка 1896 года. Прежний владелец планировал выбросить ее, однако мастер производственного обучения Оршанского политехнического колледжа не просто забрал старинную вещь, но и отремонтировал ее. Экспонат стал изюминкой, но не единственным уникальным экземпляром раритетов.
За экспонатом – «на бульбу»
Сегодня частная коллекция оршанца выставлена в одном из классов колледжа. Здесь ко Дню народного единства открыли музей швейной машинки. Идею Виктора Горовцова, который возглавляет первичку учебного учреждения, поддержала председатель райобъединения профсоюзов Оксана Пустошило.
Все экспонаты в рабочем состоянии. Мастер горд тем, что многие из них помогали доводить до ума ученики. Сам же он тонкости этого дела изучал с юности.
– Сразу после армии получил диплом наладчика швейного оборудования, – рассказывает он. – Попал в экспериментальный цех оршанского завода «Легмаш», в то время предприятие специализировалось на промышленных машинах. Там отработал ровно 25 лет. Когда выпуск техники остановили, пошел преподавать.
И хотя он признается, что к ретрооборудованию присматривался очень давно, серьезное коллекционирование началось именно в колледже. Выезжая с ребятами на сельхозработы, мастер обязательно заглядывал к местным жителям с вопросом: нет ли старых ненужных машинок? И такие находились: кто-то их продавал, кто-то дарил, а кто-то обменивал неисправный экземпляр на рабочий вариант.
Царские машинки
У каждого экспоната своя история. Например, марка «Singer» на машинке, произведенной в Подольске, имеет вполне логичное объяснение.
– Подольск начал выпускать швейную технику еще в царское время, – рассказывает Виктор Горовцов. – Туда поставляли импортные запчасти, и Подольск собирал оборудование, которым торговал по всему миру. Позже продукция стала выходить под маркой «Госшвеймашина». Кстати, в бывшем Советском Союзе подобные заводы были только в Подольске и Орше. Различались машины двух предприятий правой и левой установкой шпульных колпачков.
Самая старая коллекционная вещь датируется 1896 годом. Ее планировали выбросить. Виктор Леонидович забрал раритет, отремонтировал и с гордостью показывает: у почти 130-летней машинки плоские валы вращения и удивительно мягкий ход, сохранился медальон с подсказкой для швеи, какая игла какой нити соответствует, в порядке деревянная основа. Есть и знак торгового дома – «Абачинъ и Орловъ».
Не хуже, чем Singer
Широко представлен в коллекции и оршанский завод «Легмаш». Когда выпуск машинок в городе прекратился (это было в 1990-е), Виктор Горовцов сумел сохранить знаковые экземпляры – директора предприятия позволили забрать образцы. Кстати, мастер сберег не только их, но и документацию к технике.
– Вот машина для элитного женского белья, – рассказывает он. – В ней стежок цепной, не челночный. Потому и строчка получается красивая, плоская. Есть с обрезкой края ткани рядом со стежком. Машинка, которая считается мешкопрошивной, на самом деле может отлично обметывать ковровые изделия, а колонковая – для кожи – позволяет удобно вшивать пройму рукава.
Аналоги такого оборудования, отмечает Виктор Леонидович, сейчас выпускают в Китае, именно ими укомплектованы предприятия. Вот только если наша техника служила по 25–30 лет, то срок годности китайской для промышленных целей не превышает 5 лет, бытовых – 10.
– Детали пластмассовые, – поясняет Виктор Горовцов. – На нашем же заводе металлический челнок сначала изготавливали, потом металл закаливали. Его износостойкость разве можно с чем сравнить?
Историю не продают
– Было время, когда из Германии приезжали к нам туристы, которые живо интересовались моделями «Singer», – рассказывает Виктор Горовцов. – С ними было связано немало легенд: будто внутри есть платиновый вал или даже золотые детали. Говорили, что номер на одной из машин соответствует счету в Швейцарском банке. Конечно, это абсурд. Но технику покупали и отправляли на разборку. Я ничего не продал, ведь это наша история, которую легко утратить и невозможно вернуть.
По желанию шейха
Кстати, качество белорусских машин ценилось всегда. Подтверждений тому у Виктора Леонидовича, который за время работы на «Легмаше» объездил полмира, есть много. Вспоминает, например, когда на выставку в Арабские Эмираты привезли 5-ниточный оверлок, его для своей жены приобрел шейх. Впрочем, на любых международных мероприятиях экспонаты оршанцев раскупались прямо на месте.
– Я уверен: если бы мы и сегодня выпускали швейное оборудование, то были бы единственными на постсоветском пространстве производителями такого уровня, – говорит он. – Тем более у нас есть главный ресурс – инженеры-разработчики. Кстати, у оршанского «Легмаша» был опыт выпуска машин и с ЧПУ. В свое время мы делали вышивальные машины, программное обеспечение которых разрабатывали в Санкт-Петербурге. Они пользовались огромной популярностью в СССР. Вспоминаю, как на выставке в Прибалтике женщина специально купила махровое полотенце, чтобы на нем протестировать возможности техники. Когда та справилась, сразу же ее приобрела.
Интерес – в результате
Среди сегодняшних учащихся есть потенциальные преемники мастера. Он готовит их по особой методике. Уверен: ничто так не подогреет интерес ученика, как конечный результат. Поэтому и колдуют парни над ретромашинками по-особому: запасные части не покупают, а выпиливают из металла, закаливают, полируют. Когда машинка с такой деталью начинает прокладывать ровную строчку – это лучшая мотивация.
Виктор Горовцов готов сотрудничать и с музеями Орши. Он не сомневается: чем больше людей увидят его уникальную коллекцию, тем лучше.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора и БЕЛТА