Существенное «сокращение»
Профсоюзные юристы помогли отменить незаконный приказ об увольнении работницы одного из гродненских предприятий, которая находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
В январе Ирина Рыжикова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) получила от нанимателя уведомление об изменении существенных условий труда. В документе сообщалось, что с 1 марта ее должность – ведущего экономиста – заменяется в штатном расписании должностью «экономист».
Ирина не согласилась с понижением и сообщила об этом руководству. В итоге ее уволили по п.5 ч.2 ст.35 Трудового кодекса (ТК) (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Чтобы отстоять свои права, женщина обратилась в Гродненское областное объединение профсоюзов.
– Согласно ч.2 ст.32 ТК изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда и режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда и другие. В данном случае в штатном расписании учреждения произошли изменения, касающиеся исключения должности «ведущий экономист» и включения должности «экономист». То есть имело место сокращение штата работников, – пояснила главный правовой инспектор труда областного объединения профсоюзов Инна Мельникова.
В такой ситуации трудовой договор расторгается по п.1 ст.42 ТК (сокращение штата работников) и работнику выплачивается выходное пособие. Однако Рыжикову не имели права уволить и по этому основанию: законодательством установлено, что расторжение трудовых отношений по п.1 ст.42 ТК с работницей, воспитывающей ребенка в возрасте до трех лет, недопустимо.
Профсоюзный юрист направила руководству организации, где работала Ирина, рекомендацию по устранению выявленных нарушений, и приказ об увольнении был отменен.
Елена КАЯЧ
Рисунок Олега ПОПОВА