ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
44 2003

Свободное небо над Могилевом

Когда-то из Могилевского аэропорта ежедневно вылетало более 10 самолетов! Теперь ни одного – в силу внешних причин, отмены чартерных рейсов. И кажется – аэропорт угодил в зону турбулентности. Однако могилевские авиаторы сдаваться не привыкли: мол, всякое видели – переживем и это. Не в самый лучший период они обещают, что скоро все изменится и на взлетно-посадочной полосе надолго установится летная погода.

Выходом из временного простоя должно стать новшество, которое позже могут назвать рывком для гражданской авиации всей страны: в Могилеве планируют открыть центр подготовки пилотов. Благодаря совместным усилиям Национального аэропорта Минск и Белорусской государственной академии авиации, а также Центрального совета ДОСААФ появится возможность наполнить аэродром малой авиацией и создать здесь базу для учебно-образовательного процесса.

Не опускать крылья

А пока мы побеседовали с теми, кто, несмотря на трудности, продолжает заниматься своим делом. Этим людям, как и самолетам, необходимо хоть иногда отрываться от земли.

– В следующем году отпразднуем свое 90-летие, – делится планами начальник Могилевского аэроклуба ДОСААФ им. А.М. Кулагина Иван Касим. – Мы, конечно, вынуждены сейчас слегка сбавить обороты и пока не можем представлять интересы Беларуси на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу, однако это скорее им не повезло – не могут они посоревноваться с сильными соперниками. Все равно когда-нибудь проявим себя – тренировки-то наши спортсмены не пропускают.

И в самом деле, когда за плечами богатая история и достойный пример выпуска нескольких поколений отважных военных летчиков и пилотов-спорт­сменов с мировым именем, опустить крылья было бы неправильно.

К слову, сам Иван Касим начинал диспетчером. В свое время окончил Кировоградское летно-штурманское училище гражданской авиации. Уже когда работал диспетчером в Одесском аэропорту, окончил Академию гражданской авиации и тогда же выполнил норматив мастера спорта СССР. Но судьба сделала вираж: он повстречал будущую жену, белоруску, – и в 1985 году оказался в Могилеве.

– Могилевский аэроклуб был ведущим пилотажным аэроклубом БССР, и летать в сборной команде республики было престижно, – вспоминает Иван Иванович. – После распада СССР большинство советских аэроклубов прекратили свое существование, а нам удалось выжить. Из-за отсутствия авиационного бензина в начале 1990-х наш летный состав переучился на вертолетчиков – и мы выполняли полеты по лесоохране, но развивать самолетный спорт не переставали. С 1996 года аэроклубам ДОСААФ доверили почетную миссию – курировать начальную летную подготовку курсантов Военной академии Беларуси. С тех пор существует белорусская школа военных летчиков – почти 30 лет мы ежегодно готовим профессионалов для Военной академии, практически 90% летчиков ВВС Беларуси прошли через нашу систему подготовки.

Готовьте взлетную!

А так как значительная часть инженерного и инструкторского состава авиаклуба наряду с воспитанниками ДОСААФ – выходцы из гражданской авиации (бывшие работники аэропорта), то и перестроиться для подготовки мирных летчиков здесь тоже не составит труда.

– Так, наши пилоты, парашютисты и авиамоделисты в зависимости от своего профиля выполняют разные задачи: одни учатся Родину защищать, другие – с годами превращаются в асов. Ставят мировые рекорды на чемпионатах, а на авиа­шоу исполняют «мертвую петлю» и под восторженные возгласы с земли рисуют в небе огромные сердца, – говорит авиационный техник Владимир Нехаев.

Кстати, Владимир Викторович почти 25 лет отработал в Могилевском аэропорту. Когда-то штат сотрудников здесь насчитывал более 1200 человек и на Як-40 выполняли полеты в 28 аэро­портов СССР! Везде летали: Москва, Питер, Анапа, Краснодар, Харьков, Воронеж, Рига, Вильнюс, Мурманск, Калининград… Нефтяников на вахту возили в Воркуту, Нижневартовск.

К примеру, в те времена билет до Симферополя стоил 27 рублей, до Сочи – 33, а летчики в зависимости от налета получали 450–500 рублей.

Из Могилева пассажирские Ан-2 до 1970 года летали во все райцентры области.

Сейчас штат не превышает 130 человек: диспетчеры, охранники, пожарные, другие специалисты. Даже таким небольшим коллективом по-настоящему влюбленные в небо люди поддерживают аэропорт в рабочем состоянии – он по всем авиационным правилам со всевозможными сертификатами отвечает международным требованиям. И как только откроют небо, могилевчане снова начнут летать.

Виктория БОНДАРЧИК
Фото из архива Могилевского аэроклуба