ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
32 номер
05 августа / С праздником!

Своя колея

Путешествуя поездом, полную ответственность за нашу безопасность мы, как правило, возлагаем на машиниста. Однако далеко не все зависит от его профессионализма и умения грамотно действовать в экстренной ситуации. Большую роль играет состояние железнодорожного полотна – а этот вопрос контролируют специализированные бригады. Одну из них на Минской дистанции пути возглавляет Василий Шахрай.

– На нашей работе нельзя схалтурить, – рассказывает собеседник. – График поездов расписан по минутам. Останавливается один состав по каким-то причинам – за ним не могут пройти следующие. А если это груз со скоропортящимися продуктами? Или рейс с пассажирами, многие из которых спешат на самолет или срочную встречу? Я уже не говорю о безопасности. Поэтому во время каждого обхода важно не упустить ни одной детали.

Этому правилу Василий Шахрай следует уже 45 лет работы на железной дороге. Сегодня его участок – 7 километров путей на станции Минск-Сортировочный в районе Института культуры. Поезда здесь ходят часто. Из-за постоянного воздействия многотонных грузов и перепадов температур крепление болтов слабеет, а в рельсах есть вероятность появления дефектов. Кроме того, на путях могут находиться посторонние предметы – камни, проволока. Чтобы вовремя заметить проблему, обходчики пути дважды в день пешком обследуют все рабочие отделения. По возможности устраняют неисправности самостоятельно, нет – обращаются за подмогой.

– Остродефектные рельсы – те, что могут привести к авариям и даже сходу состава, – нужно заменить в течение трех часов, – поясняет бригадир. И добавляет: сегодня это требуется нечасто, так как большинство из них стоит на бетоне, а не на деревянных шпалах. Это куда надежнее и долговечнее.

Василий – тоже не кабинетный работник. Он не только составляет планы и отчеты, выдает инструменты и контролирует соблюдение правил техники безопасности и охраны труда у своих подчиненных, но и лично выходит на обход со специальным оборудованием – путевым шаблоном. С его помощью измеряются линейные параметры ЖД-полотна, например, износы, желоба, ординаты, уровень или расстояние между рельсами. Последнее, кстати, должно быть 1520 миллиметров.

Разумеется, на один только человеческий фактор в таком деле не полагаются. Железнодорожные пути регулярно проверяют с помощью вагона ДКИ (диагностического комплекса инфраструктуры) и дефектоскопов. Они оценивают состояние колеи и «начисляют» ей баллы. Меньше баллов – лучше дорога. Это, кстати, своеобразная оценка труда всей бригады.

По словам Василия Шахрая, в летнее время работать легче. В зимнюю пору смены увеличиваются с 8 до 12 часов, оставаться на службе приходится и ночью – все из-за погодных условий. При этом бригадир не без гордости отмечает: даже когда бушевал циклон «Хавьер», движение на железной дороге не было приостановлено. И пока автобусы не могли пробраться от одной остановки до другой, а автомобилисты бросали свои машины там, где припарковались, поезда шли по графику.

Юлия КУЛИК
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА