ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
24 июля 2024 / Ситуация

Своя «столовая» для электрокара

Как быть, если ваш электромобиль через каждые 300, а то и 100 километров просит «кушать», а станция подзарядки находится совсем не в шаговой доступности? Не так давно один брестчанин открыл «столовую» для своего электрокара прямо во дворе многоэтажки. Что из этого вышло?

В стане «зеленых» авто

Легковушки с зелеными номерами на дорогах страны встречаются все чаще. По данным Белстата, в 2023 году в Беларуси число электромобилей едва превышало 6 тысяч. Наибольшее их количество было зарегистрировано в Минске и области, а также в Брестском и Гродненском регионах. В первом полугодии 2024-го в стране насчитывалось уже более 11 тыс. электромобилей.

Строительство зарядных станций также наращивается: еще год назад их было около 700, сейчас уже 1200, в том числе 500 – быстрые. Но владельцы электромобилей отмечают, что в шаговой доступности их пока нет. И это плохо хотя бы по той причине, что зарядка автомобиля на обычной станции длится 3–4 часа. Согласитесь, долго. Правда, на быстрой аккумулятор набирается сил и за полчаса.

К слову, зарядить электрокар можно и от стандартной бытовой розетки с напряжением в 220 вольт, вот только потреблять электричество железный конь будет порядка 8–10 часов. Если вы живете в частном доме, это не доставит хлопот, а вот жителям высоток сложнее.

Хотя один смекалистый брестчанин все же нашел свой выход.

Квартира. Удлинитель. Фонарный столб

Брестчанин устроил самодельный пункт зарядки электрокара самым что ни на есть примитивным способом – спустил удлинитель из окна своей квартиры, расположенной на 5-м этаже 9-этажки, к автомобильной стоянке. Закрепил шнур на фонарном столбе. До поры до времени изобретатель успешно пользовался своим ноу-хау, но не всем это понравилось. Народ заволновался, не является ли удлинитель источником опасности, ведь на дворе жаркое лето с ветрами и грозами. И позвонил куда надо.

В филиале Госэнергонадзора по Брест­ской области вникли в ситуацию и пришли к выводу, что со стороны устроителя самодельного пункта зарядки электрокара есть нарушения требований пожарной безопасности.

– В законодательстве нашей страны пока не прописан порядок устройства бытовых зарядных постов для электромобилей. А вот в России уже немало случаев, когда судебные органы рассматривали ситуации правомерности и безопасности применения самодельных пунктов для зарядки автомобилей, – отметил заместитель начальника Брестского межрайонного отделения Госэнергонадзора Роман Козел. – У нас же до этого случая прецедентов не было.

К таким устройствам даже и придираться не надо, нарушения лежат на поверхности в прямом и в переносном смысле. Технический инспектор труда Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников энергетики, газовой и топливной промышленности Игорь Тимощук, как человек, постоянно проводящий проверки и мониторинги, касающиеся в том числе и безопасности, отмечает: использование удлинителя в такой ситуации – из серии скорее запрещенного, чем разрешенного.

– Зарядка без заземления – также аспект безопасности, который может грозить непредсказуемыми последствиями, – считает техинспектор труда и указывает на иные минусы неправомерного использования самодельного устройства зарядной станции. К примеру, возможно ухудшение качества электроэнергии для других потребителей из-за падения напряжения ниже нормативного значения.

Легальный путь

В РУП «Брестэнерго» отметили, что возможность установки собственной станции зарядки электрокара существует – легальная и безопасная, но затратная. Необходимо проектное решение и соблюдение необходимых техусловий. Так, в данном случае электросети принадлежат жилищному кооперативу, значит, для устройства станции необходимо согласие всех его членов. К тому же, скорей всего, понадобится замена силового кабеля во всем доме, а это затратно.

Возникает и третья проблема – отвод земли, необходимой для установки станции. Землю могут выделить только юридическим лицам, а значит, опять-таки кооперативу. И вряд ли он станет заниматься этим затратным по времени и по деньгам делом ради одного человека.

Вот и получается, что самодельный зарядный пункт, увы, не выход.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

P.S. Статьей 23.56 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение пожарной безопасности предусмотрены предупреждение либо штраф до 30 базовых величин. Брестского «самоделкина» заставили разобрать его сооружение.