ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
03 ноября 2023 / Наш край

Тайна Захарьевской улицы

Одному из старейших музеев Беларуси исполнилось 100 лет. Какие тайны скрывает Дом-музей I съезда РСДРП?

В течение трех мартовских дней 1898 года в одном из минских домов вблизи набережной Свислочи происходило то, что так или иначе повлияло на ход мировой истории.

Участников тайного собрания было девять. Они не вели записей и протоколов, поэтому даже спустя год полиция так и не смогла установить цель минской сходки и идентифицировать всех присутствовавших на ней. Единственным документом, появившимся на свет в результате конспиративных вечерних заседаний, стал «Манифест», который месяцем позже напечатают в бобруйской подпольной типографии Бунда.

Съезд

В мировую историю это мартовское событие в Минске войдет как I съезд РСДРП. Четверть века спустя, в 1923-м, в доме на бывшей Захарьевской (ныне проспект Независимости. – Прим. авт.) откроют один из первых музеев в столице Советской Белоруссии.

Сегодня деревянный дом на набережной Свислочи по-прежнему принимает гостей, интересующихся историей рубежа XIX–XX веков.

– Наша экспозиция посвящена событию, которое имело огромное значение не только для своего времени, но и для современности, – отмечает ведущий научный сотрудник филиала «Дом-музей І съезда РСДРП» государственного учреждения «Национальный исторический музей Республики Беларусь» Андрей Леневич. – Кроме того, мы единственные, кто рассказывает о жизни губернского Минска, что позволяет лучше понять, в каких условиях проходил съезд.

Минск отнюдь не случайно был выбран местом встречи российских социал-демократов.

– Дело в том, что город находился в европейской части Российской империи и географически был близок к Киеву, Санкт-Петербургу, Москве, Вильно, из которых и должны были приехать представители Бунда и «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», чтобы провести намеченную встречу, – объясняет Андрей Станиславович. – Свою роль сыграло и то, что город не был связан с крупными революционными политическими событиями, поэтому здесь не было усиленной полицейской слежки, как в Петербурге, Москве, Киеве.

Несмотря на негласный надзор филеров, каждому из девятерых делегатов удалось беспрепятственно добраться до Минска. К слову, сам идейный вдохновитель и основатель «Союза борьбы» Владимир Ульянов, как и многие другие видные на тот момент политические активисты, с 1897 года отбывал ссылку, находясь в сибирском селе Шушенское.

Дом, в котором встретились нелегалы в Минске, был практически в центре, рядом с Губернаторским садом (ныне парк Горького. – Прим. авт.) и Круглой площадью (сегодня площадь Победы. – Прим. авт.), где заканчивала маршрут минская конка. По иронии судьбы через улицу находилось здание жандармерии. Сам дом принадлежал мещанке Франтишке Ржецкой, которая сдавала часть жилья внаем. Одним из арендаторов был служащий Либаво-Роменской железной дороги Петр Румянцев, который по просьбе местной бундовки Евгении Гурвич предоставил свою гостиную для проведения нелегального собрания. Встречу было решено выдать за празднование дня рождения жены Румянцева Ольги Михайловны. Чтобы не вызывать подозрений, собирались вечерами.

– В нашем музее есть мемориальная комната, где воссозданы интерьеры той гостиной, – Андрей Леневич приглашает нас пройти в основной экспозиционный зал. Небольшое по размерам помещение обставлено по тогдашней моде: буфет, комод, стол, где все накрыто для чаепития. – На случай побега в одном из окон, которое выходило в сад, была вынута рама.

Несмотря на то, что записей практически не вели, в соседней комнате топилась печка, чтобы при налете полиции иметь возможность быстро сжечь компрометирующие материалы. Вечером третьего дня было принято решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В нее вошли все «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса», группа «Рабочей газеты», а также Бунд.

Манифест от имени партии провозгласил: «Российский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжить борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма».

Интересный факт: первоначально слово «рабочая» не нашло поддержки у делегатов. Но позже его все же включили в название. На деле после I съезда партия так и не была создана: не существовало единой программы и устава, не было централизованного руководства и организационного единства в рядах самих социал-демократов. Только II съезд, прошедший в
1903 году в Брюсселе и Лондоне, завершил работу по созданию Российской социал-демократической партии, приняв программу и устав, избрав рабочие органы.

Как же сложилась судьба самих участников минского съезда?

– Никто из них так и не сделал серьезной политической карьеры, – продолжает рассказ Андрей Станиславович. – Натан Вигдорчик, к примеру, как и Арон Кремер и Павел Тучапский, вообще отошли от активной революционной деятельности, Абрам Мутник эмигрировал в Германию, а часовщик Шмуэль Кац – в Соединенные Штаты.

Музей

В разное время посетителями Дома-музея I съезда РСДРП в Минске были многие видные политические и общественные деятели, о чем свидетельствуют «Книга почетных гостей» и фотографии, выставленные в экспозиции. Так, на одном из снимков запечатлен кубинский лидер Фидель Кастро вместе с Петром Мироновичем Машеровым, президент Югославии Иосип Броз Тито и многие другие.

– По сути, музей долгие годы был одним из символов нашего города, – объясняет Андрей Леневич.

По его словам, сюда приезжали не только члены официальных делегаций и экскурсанты, но и многие иностранные гости стремились попасть в знаменитый музей, чтобы своими глазами увидеть место, где творилась история.

– Стоит отметить, что до 1941 года здесь была только одна комната, – говорит Леневич, пока мы осматриваем обстановку мемориальной гостиной. – К сожалению, в первые дни войны дом был разрушен и восстановлен уже в мирное время.

В 1948 году его заново отстроили на сохранившемся фундаменте на том самом месте, где он находился до войны. Архивные документы позволили точно восстановить планировку и архитектурные детали. Но позже, в 1950-х годах, при реконструкции проспекта Сталина (ныне проспект Независимости. – Прим. авт.) дом сдвинули ближе к Свислочи, туда, где он находится сегодня.

– Как и когда происходил перенос, к сожалению, точно мы не знаем, – объясняет Андрей Станиславович. – Каких-либо документальных свидетельств пока не нашли.

Но, как отмечает гид, новые факты о музее все равно обнаруживаются. Относительно недавно, например, стало известно, что вплоть до открытия музея в 1923-м здесь проживали Янка Купала и Змитрок Бядуля. На вопрос, знали ли известные литераторы об истории дома, Андрей Леневич отвечает, что скорее всего да, так как оба жили в одно время с происходившими здесь событиями.

Отдельная экспозиция в музее посвящена Минску конца XIX – начала XX века. Что являл собой наш город в то время? Новый 30-летний городской глава Кароль Ян Гуттен-Чапский поставил своей целью сделать из Минска «маленький Париж». По мнению историков, таких темпов развития город не видел ни до него, ни долгий период после.

– Чапский приложил много усилий, чтобы придать ему европейский вид, – объясняет наш экскурсовод.

При нем в городе наконец-то открылся театр (сегодня Национальный театр им. Я. Купалы. – Прим. авт.), строительство которого стопорилось из-за недостатка финансирования. Была построена первая на территории Беларуси телефонная станция, и горожане смогли начать пользоваться телефоном. В 1892 году по городу проложили рельсы, по которым начала курсировать минская конка, остававшаяся единственным городским транспортом вплоть до 20-х годов прошлого века. После установки новой помповой машины значительно повысилась и мощность водопровода.

В 1894-м открыли первую электростанцию, а городские власти взяли под контроль вывоз мусора.

– Однако, несмотря на столь бурное развитие, Минск все еще оставался тихим губернским городом, за что и был выбран местом проведения съезда, – отмечает в завершение нашей экскурсии Андрей Леневич.

Могла ли история пойти по-другому, не случись в Минске того эпохального события?

– Скорее всего, те или иные изменения в обществе все равно бы происходили, – считает Андрей Стани­славович. – Но какими они были бы, сегодня сказать трудно.

Юлия ФЕДОТОВА, фото Степана ТЮШКЕВИЧА