ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
06 мая 2022 / Спецпроект

Технология расового озверения

Почему наш народ хотели истребить и как культурно развитая немецкая нация превратилась в ярых сторонников теории расового превосходства?

В советское время никому бы и в голову не пришло оспаривать святость Дня Победы и его традиции. Но потом повылазили из разных щелей любители альтернативного взгляда на историю и завыли похоронным тоном: зачем, мол, 9 Мая парады, салюты и народные гулянья, когда это повод для траура – столько людей погибло во время войны. Никто не спорит, что это праздник со слезами на глазах, но для скорби есть 22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

С марта к названию даты добавилось «и геноцида белорусского народа». Почему это уточнение так важно? Да потому, что вещи надо называть своими именами: гитлеровские полчища вторглись на наши земли не только для захвата территорий – они шли уничтожать народ. Целенаправленно и хладнокровно. Не жалея никого. Если это не геноцид, то что считать таковым? Генеральный план «Ост», целью которого было порабощение и уничтожение народов СССР, – исторический, документально подтвержденный факт. Об этом рассказывают на школьных уроках. Но почему-то о нем стали забывать. Точнее – замалчивать.

Впрочем, причина понятна: навязанный извне отказ от прошлого под названием «переосмысление истории». В новой концепции советские солдаты уже не освобождали Европу, а насаждали в ней коммунизм. Пособники нацистов вдруг стали национальными героями, а сами гитлеровцы… Ну-у-у, ведь так много времени прошло – пора не старое ворошить, а примирять народы. Безусловно, вермахт не поголовно состоял из маньяков и душегубов. И даже не всех генералов признали на Нюрнбергском процессе военными преступниками. Но ведь так было, что вслед за линией фронта шли батальоны палачей с приказом истреблять мирное население. Что они и делали. Хорошо бы это усвоить и западным историкам, и нашим согражданам, пересказывающим чьи-то воспоминания о «добром немце», который угощал шоколадкой, и «злых партизанах», отнимавших последний кусок хлеба.

Именно поэтому в апреле прошлого года Генеральная прокуратура завела уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной и в послевоенный период. Не поздновато ли, спросят некоторые, – как-никак больше 75 лет прошло… В таких случаях не бывает «поздновато». Генеральная Ассамблея ООН еще в середине прошлого века приняла конвенцию, по которой у военных преступлений и преступлений против человечества (включая геноцид) нет срока давности.
Даже предварительные результаты оправдывают затраты: по размещенным на сайте Генпрокуратуры данным, установлено более 460 ранее неизвестных мест массовых захоронений. Это очень важно для истории, страны, потомков. И для статуса 9 Мая: для нас действительно день торжества, а не скорби – как священный праздник победы Жизни над Смертью. Добра над злом.

Остается лишь пара вопросов по самому геноциду: почему наш народ хотели истребить и как культурно развитая немецкая нация превратилась в ярых сторонников теории расового превосходства? Разобраться в этом поможет директор фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» Александр Дюков.

Коктейль «Ненависть»

– Какие основные компоненты были у нацистской идеологии? Во-первых, антисемитизм. Советский Союз рассматривался нацистской Германией как государство, которое якобы управляется представителями низшей расы – евреями. Стоит их уничтожить, и государственность СССР рассыплется. Это абсурдное представление воспринималось нацистами как реальность.

Во-вторых, расизм. Не только евреи рассматривались как «унтерменш» (недочеловеки). В нацистской идеологии был очень силен компонент того, что зарубежные историки называют антиславянизмом. Славян тоже считали представителями низших рас. При этом на практике подход был избирательным. Если речь шла о южных славянах – например, хорватах, – то на них немцам было наплевать. К полякам до 1939 года относились с таким расчетом: мы можем с ними оказаться против общего врага. А вот в отношении представителей восточнославянских народов – русских, белорусов, украинцев – человеконенавистническая пропаганда велась изначально. Так называемый антиславянизм опять-таки был привязан к территории Советского Союза, к тем народам, которые здесь проживали.

Еще один компонент – колониальный. Нацистская идеология исходила из того, что для процветания немецкого народа необходима территория на востоке. И для ее экономического использования, точно так же, как в случае с колониальной практикой западных стран, местное население – туземцев – надо уничтожать.

Вместе все эти компоненты вели к нацистской войне на уничтожение, к геноциду.

Педантичный план убийц

– При подготовке нападения на Совет­ский Союз нацистская идеология исповедовалась всеми группами, отвечавшими за планирование войны: военными, экономистами, представителями гражданской администрации (которая потом стала «восточным министерством»), руководством СС.

Приказами высшего военного командования Германии с немецких солдат снималась ответственность за преступления, которые будут совершаться против мирных жителей на территории Советского Союза. Зачем это делалось? Чтобы стимулировать насилие, как организованное, так и неорганизованное, против местного населения.

Экономисты пошли еще дальше. На совещании статс-секретарей (фактически заместителей руководителей различных германских министерств) в мае 1941 года обсуждался вопрос, как будет организован голод, от которого умрут десятки миллионов людей на оккупированной территории.

Параллельно свои действия по уничтожению мирного населения подготавливало СС, создававшее специальные подразделения – айнзацгруппы (нацистские «эскадроны смерти». – Прим. авт.).

То есть изначально у нацистского руководства существовало четкое понимание, что эта война будет принципиальным образом отличаться от той, которую Германия вела на Западе. Что она с расовым компонентом и направлена на уничтожение масс мирного населения. Иные говорят: «Во время войны могут совершаться преступления, но это не значит, что они готовились». Так вот в войне нацистской Германии против СССР эти преступления действительно были спланированы заранее. О случайности здесь речи не шло.

На Нюрнбергском процессе генерал Бах-Зелевски, который был ответственен за проведение карательных операций в Белоруссии, на вопрос: «Почему это происходило?» – ответил: «Если на протяжении десятилетий рассказывать, что русские – представители низшей расы, а евреи вообще не люди, то к этому все и придет». Естественно, карательные операции были бы невозможны без пропаганды, расчеловечивания представителей якобы низших рас в глазах простых немцев. Тех, которые служили в вермахте и воевали на восточном фронте, и тех, кто писал из Германии письма своим отцам и сыновьям.

Преступление и оправдание

– Расовая теория возникла еще в XIX веке, но после прихода к власти нацистов она стала насаждаться при помощи государственной машины. А это очень мощный инструмент, который действительно может сформировать у населения человеконенавистнические представления, от которых еще недавно люди отшатнулись бы либо совершенно не поняли. Формировалось общественное мнение о том, что жители Советского Союза как представители низших рас, с одной стороны, угрожают нацистской Германии, а с другой – занимают ту самую землю, без которой страна и немецкий народ не обойдутся.

Известны многочисленные образчики пропагандистской деятельности нацистов. Например, брошюра «Унтерменш» («Недочеловек»). Часто встречал историков, которые считают, что она задумывалась против евреев. Но достаточно посмотреть на помещенные там фотографии – и станет совершенно ясно: острие направлено против славянских народов. Есть в брошюре знаменитый снимок, на котором советские солдаты идут строем с нечеловеческими, обезьяноподобными лицами – вот она «красная угроза». Изначально это был официальный советский снимок с парада на Красной площади. Но еще во времена войны в Испании его взяли представители одной из эмигрантских газет и сильно обработали. Потом отредактированный снимок использовала нацистская пропаганда: снова применили ретушь, сделали лица еще более отвратительными. Затем показывали немцам и говорили: посмотрите, какие они страшные, ужасные – они отличаются от нас даже физически. Так велась работа по созданию образа: жертв расчеловечивали, чтобы не было особых переживаний при уничтожении представителей низших рас.

Приманка для иуды

– Еще один действенный способ – привлечение предателей и коллаборационистов. Чтобы свои руки сохранить чистыми. Рейхсфюрер СС Гиммлер так и говорил: поскольку немецкий мужчина находится на более высокой стадии цивилизационного развития, ему труднее совершить убийство – он будет морально страдать, поэтому пусть недочеловеков убивают другие недочеловеки и выполняют за нас грязную работу.

Здесь тоже велась пропагандистская обработка. Но уже изобретательнее: с целевой группой, которую должны были использовать для убийств, работали по разжиганию межнациональной розни. Поэтому литовские батальоны на территории Белоруссии совершали ужасные преступления. Та же самая пропаганда ненависти велась по отношению к русским, украинцам.

Другое дело, что люди, сотрудничавшие с нацистами, все равно воспринимались ими как представители низших рас – которых можно обмануть, а потом убить. Так во время карательных операций часто убивали старост, служивших немцам.

Холодный расчет отложенной казни

– Во время войны нацистская политика немного изменилась. В 1941-м они рассуждали: в рамках блицкрига быстро разобьем Советский Союз и перейдем к упорядочиванию, обработке захваченных территорий. Поскольку победа будет молниеносной, нужно поскорее создать условия для того, чтобы представителей низших рас стало меньше. Поэтому в первые же недели войны организовывали массовые убийства евреев и славян, вымаривали военнопленных в лагерях. Но к началу 1942 года нацисты поняли, что с блицкригом что-то пошло не так. И что война будет долгой. И чтобы победить, необходимо использовать не только экономические ресурсы Советского Союза, но и ресурсы человеческие: если всех перебить, уничтожить, выморить голодом, кто же будет работать?

С 1942 года военнопленным начинают давать порции не ниже физической нормы выживания, а такие, которые позволяли хоть как-то трудиться. Тогда же нацисты начинают набирать восточных работников и использовать их у себя на принудительных работах.

Разумеется, планы относительно будущего народов Советского Союза это никак не меняло. Это было такое небольшое тактическое отступление.

Пособники нацистов – тоже важная тема. Люди знали, что представителей их народа уничтожают, но продолжали нести службу. Более того, отстаивали свою позицию даже после войны. Не покаялись, не признали, что оказались на стороне страшного врага. Нет, они продолжали гнуть свою линию: мы все делали правильно.

Старые конспекты на новый лад

– После окончания войны большое количество пособников нацистов бежали на Запад и фактически остались безнаказанными. Речь о десятках тысяч, которые с оружием или пером в руках обслуживали нацистский геноцид: представители легионов СС и полицейских батальонов, пропагандисты. Даже когда на кого-то из бежавших была информация, подтверждавшая его причастность к военным преступлениям, как правило, до суда дело не доходило. Почему? Потому что они сотрудничали с западными спецслужбами. Их использовали в антисоветских целях. Мне известна история нацистского преступника из Латвии, который лично участвовал в убийствах. А после окончания Второй мировой войны вел на «Радио «Свобода» программу про нарушение прав человека в СССР!

Такие люди становились еще своеобразным кадровым резервом. Как, собственно, их дети и внуки. И сейчас мы видим, что у некоторых современных государственных деятелей в Прибалтике есть родственные связи с нацистскими преступниками.

Почему история геноцида, коллаборационизма далеко не о прошлом? Во-первых, без понимания того, что ожидало наши народы, невозможно понять, почему мы сейчас такие – почему ценим память о Великой Отечественной войне, а День Победы считаем праздником. Во-вторых, это нужно для понимания современных политических механизмов по использованию людей, которые именуют себя националистами. (На мой взгляд, безосновательно, потому что националист должен заботиться прежде всего о благе своего народа.) Мы должны знать историю, чтобы понимать, как задействуют различные «националистические» структуры в политических атаках на постсоветские государства.

Олег ФЕДОРОВ, коллаж Татьяны ХОМЯК, фото из открытых интернет-источников
Благодарим Генеральную прокуратуру за возможность узнать мнение Александра Дюкова. Полную версию интервью с российским экспертом вы можете посмотреть на сайте Генпрокуратуры.