Топ-7 Православных храмов
У каждого храма своя история. В канун Рождества представляем топ-7 православных святынь страны.
У каждого храма своя история. Уникальная и обязательно трагичная. Одни рождались деревянными, сгорали в пламени времени и стихии, но восставали уже в каменном облике. Другие переименовывались и закрывались, чтобы спустя десятилетия снова обратиться к своим христианским истокам.
Церковь Святого Михаила Архангела (д. Сынковичи Зельвенского района)
Один из самых древних храмов оборонительного типа на территории Беларуси. Существует легенда, что его основал великий князь Витовт в благодарность за то, что после побега из Кревского замка спасся в местных лесах от погони Ягайло.
В 2017 году было масштабно отпраздновано 610-летие церкви. Однако есть основания полагать, что она была построена значительно раньше (об этом, в частности, свидетельствуют находки реставраторов).
Храм сочетает черты романского и готического стилей. Четыре оборонительные башни, расположенные по углам церкви Святого Архангела Михаила, отличаются размерами и архитектурными формами, толщина стен составляет около полутора метров.
В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Это список образа, который хранится на святой горе Афон. Множество паломников приезжают в Сынковичи, чтобы преклонить колени перед святыней и помолиться, получить помощь Божией Матери. Говорят, молящиеся перед иконой исцеляются от тяжелых болезней, в том числе онкологических.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Славгород)
Храм находится в центре Славгорода, возведен в 1791–1793 годах под личным присмотром князя Александра Голицына. Все строительные материалы изготавливались на месте, только железо на крышу привезли из Москвы. Интерьер был украшен иконостасом, живописью и фресками (изначально насчитывалось 57 сюжетов Нового и Ветхого заветов).
Рядом с церковью построены двухъярусная колокольня, две хозпостройки и здание церковно-приходской школы. До 1930 года храм служил главным православным приходом района, но позже был закрыт и выполнял роль подсобного помещения пристани. В годы
Великой Отечественной войны он сильно пострадал от длительного обстрела, здесь находился наблюдательный пункт немцев. На здании практически не осталось штукатурки, стены – в сплошных выбоинах.
Спасо-Преображенский собор (Заславль)
Этот шедевр зодчества успел побывать кальвинистским собором, костелом и униатской церковью. Здание построено во второй половине XVI века тогдашним владельцем Заславля Яном Глебовичем. Изначально задумывалось не только как культовый объект, но и как важный элемент городских укреплений. Так, по верхней части стен шел ряд бойниц, которые сегодня скрыты под апсидным поясом. В 1678 году была возведена величественная 35-метровая башня, что превратило храм в миниатюрное подобие замка. К тому времени он стал костелом Святого Михаила Архангела, а в 1833-м – Спасо-Преображенской униатской церковью. Уже затем ее передали православной общине и в середине XIX века здесь провели капитальный ремонт. В советское время в здании располагался мучной склад, музей ремесел. И только в 1990-х в Спасо-Преображенской церкви возобновились богослужения. В 2015 году храм стал вторым кафедральным собором Минской епархии.
Свято-Петро-Павловский собор (Минск)
Единственное сохранившееся в столице здание эпохи Ренессанса. Храм был построен в 1612 году на пожертвования горожан. Изначально проектировался как крепость – с толстыми стенами, окнами-бойницами и сторожевыми башнями. Однако это не уберегло его от разграбления в 1734 году. Следующее потрясение ожидало собор во время войны 1812 года – здесь обосновался французский лазарет. После храм восстановили, провели перепланировку, а стены и купол покрыли росписями.
В период коллективизации церковь переоборудовали под склад сельди, служителей расстреляли, а ценности изъяли. Богослужения стали проводиться вновь лишь в годы Великой Отечественной войны. Кстати, крепкие стены собора во время бомбежек спасли немало жизней. После победы помещения переоборудовали в архивы и жилье и до 1991 года богослужений здесь не проводили.
В июне 1993 года церкви была подарена икона трех виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. В соборе также есть икона «Неупиваемая чаша», у которой молятся об избавлении от зависимостей.
Церковь Святой Живоначальной Троицы (аг. Крупец Добрушского района)
Этот деревянный храм построен в 1830 году и является памятником зодчества. По рассказам местных жителей, церковь по-явилась благодаря местному жителю Иоанну. У него было неизлечимое заболевание ног, и он обратился к Богу с просьбой о помощи, пообещав построить храм в случае исцеления. Болезнь прошла, на сбор средств и строительство потребовалось 5 лет.
Церковь Святой Живоначальной Троицы – крестоподобная, накрыта шатровой кровлей с куполом на восьмигранном барабане. Возвышается двухъярусная колокольня. В интерьере – росписи на библейские мотивы.
Во время Великой Отечественной войны деревня Крупец была сожжена фашистами. Они хотели сжечь и церковь, однако на ее защиту вышли женщины, а отец Порфений умолял не трогать храм взамен его жизни. И любовь к Богу помогла сохранить святыню.
В советский период на праздничной службе Казанской Божией Матери священник Петр с семьей и приехавший на богослужение священник Николай были расстреляны. Теперь их могилы находятся на территории храма за алтарем.
Свято-Успенский кафедральный собор (Витебск)
Собор стоит на Успенской (прежнее название – Лысой) горе, где как минимум тысячу лет строили культовые сооружения. До появления первых христианских храмов в XII веке здесь находилось языческое святилище.
Каменный храм (вместо ранее существовавших деревянных) на Успенской горе начали возводить в 1743 году. Строительство велось по проекту итальянского архитектора Иосифа (Джузеппе) Фонтана. Считается, что образцом стала базилика Сан-Карло-аль-Корсо в Риме.
После нескольких реконструкций в XIX веке изначально барочный храм приобрел черты классицизма, в ту пору родилась и городская легенда, будто из Успенского собора под Западной Двиной идет подземный ход.
В сентябре 1936 года в ходе «безбожной пятилетки» храм взорвала команда саперов.
На месте разрушенного здания построили цех завода заточных станков, который в 1980-х годах был заброшен. В 1990-м проект восстановления храма разработали архитекторы Игорь Ротько и Александр Михайлюков. Восстановлен он в 2001–2011 годах по образцу Успенского собора XVIII века (с учетом изменений начала XIX в.).
На северной башне установлен колокол весом 5,2 тонны, который является самым большим в Беларуси.
Гарнизонный храм святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости
На территории Брестской крепости находится гордый и величественный свидетель войн и исторических перемен – Свято-Николаевский гарнизонный собор, построенный в 1876 году в византийском стиле. Его неоднократно посещали российские императоры – от Александра II до Николая II.
Первая мировая война обрушила на его стены килограммы снарядов и пуль. В 1915 году в Россию эвакуировали колокола.
В 1922–1930 годы храм был изменен до неузнаваемости: перестроен в римско-католический гарнизонный костел. В сентябре 1939 года собор принял на себя оборону крепости. Об этом свидетельствует след разорвавшейся бомбы на абсиде алтаря.
С 1939-го по 1941-й в храме находился красноармейский клуб. 22 июня 1941 года штурмовой отряд фашистов прорвался через Тереспольские ворота на территорию цитадели…
После победы храм стоял в разрушенном виде, и лишь подвал использовался горпищеторгом для хранения квашений.
В 1994 году храм вновь вернулся в лоно Русской православной церкви, началась его реставрация, длившаяся до 2005 года.
Соб. инф., фото из открытых интернет-источников