ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
26 апреля 2024 / Консультант

Труд и трудовая

В каком случае нужно менять трудовую книжку и вправе ли наниматель требовать возместить ее стоимость при утере? Эти и другие вопросы поступили на «прямую линию», которую провели Витебский обком Белорусского профсоюза работников здравоохранения и областное управление Департамента госинспекции труда.

Отвечает заместитель начальника Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Венета СИНИЦКАЯ.

  • – Моя жена с 2023 года работает у индивидуального предпринимателя, записи в трудовой у нее нет. Законно ли это?
  • Иван, Витебск

– Да законно. С 28 января 2020 года трудовые книжки на работающих у нанимателей – физических лиц не оформляются.

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке (абз.4 ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса, п.1 ст.22 Гражданского кодекса).

  • – Хочу устроиться на работу, но у меня трудовая книжка старого образца. Что мне делать?
  • Виктор, Орша

– В данном случае при заключении трудового договора вы должны предъявить трудовую книжку старого образца, имеющуюся в наличии, а наниматель обязан принять ее.

В настоящее время на территории Беларуси применяются трудовые книжки, образец которых утвержден в 2014 году постановлением Министерства труда и социальной защиты от 16.06.2014 г. № 40 «О трудовых книжках» (Инструкция), а также ранее установленных образцов, которые равнозначны и обмену на новые образцы не подлежат. При предъявлении трудовой книжки старого образца записи вносятся в нее, трудовая книжка нового образца не заводится.

  • – В каких случаях выдается дубликат трудовой книжки?
  • Анастасия, Витебск

Выдача дубликата предусмотрена в случаях, перечисленных в п.62 Инструкции. В частности, при утрате или повреждении трудовой книжки (вкладыша к ней), восстановлении работника на прежней работе, изменении формулировки причины увольнения; отбытии лицом наказания с ограничением в трудовой деятельности либо освобождении от него.

  • – Выдали трудовую книжку по моему письменному заявлению для оформления документов, а я ее потеряла. Мне выдали дубликат и просят оплатить стоимость трудовой. Вправе ли наниматель взимать с меня оплату?
  • Екатерина, Полоцк

– Да, вправе. Согласно п.78 Инструкции при выдаче трудовой книжки (ее дубликата), а также вкладыша к ней работник производит оплату стоимости соответствующего бланка в сумме, затраченной нанимателем на их приобретение, за исключением случаев утраты трудовой книжки по вине нанимателя.

  • –  Устроился работать на три месяца. Со мной заключили договор подряда. После окончания этого срока узнал, что мне не завели трудовую книжку и не внесли туда сведения о работе. Правильно ли это?
  • Константин, Глубокое

– Да, правильно. Согласно абз.2 п.11 гл.2 Инструкции сведения о работе по гражданско-правовым договорам и осуществлении предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности в трудовую книжку не вносятся.

Гражданско-правовой договор не является трудовым, соответственно, трудовая книжка на его основании лицу, работающему, к примеру, по договору подряда, оформляться не может.

  • – Заметила, что в трудовой книжке названия организаций, в которых я работала, записаны по-разному: где-то сокращенно, а где-то внесено полное наименование. Как правильно?
  • Анна, Витебск

– Пунктом 27 Инструкции предусмотрено, что при внесении записи о приеме на работу в графе 3 трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование нанимателя.

  • –  Работала в частной организации. При увольнении трудовую книжку мне выдала бухгалтер сторонней организации, с которой заключен договор на оказание услуг. Правильно ли это?
  • Виктория, Поставы

– Нет. При обращении за помощью в ведении кадрового делопроизводства к сторонней организации следует помнить, что трудовым законодательством организация работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возложена именно на нанимателя (ч.2 ст.50 Трудового кодекса (ТК), п.1 Инструкции).

Таким образом, ведение трудовых книжек иным лицом, кроме нанимателя и уполномоченного им должностного лица, не предусмотрено законом.

  • – Приказом наниматель поручил мне выполнение дополнительной работы по другой профессии без освобождения от основной работы с доплатой. После увольнения увидела, что периоды совмещения не внесены в трудовую книжку. Правильно ли это?
  • Ксения, Новополоцк

– Правильно. Законодательство не предусматривает внесение записи в трудовую книжку о совмещении профессий рабочих (должностей служащих), то есть о выполнении наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, работы по другой профессии рабочего или должности служащего (ст.67 ТК).

Подготовила Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Александра Побата