ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
32 номер
10 июня / Тенденции

Учитель с характером. Мужским

По статистике, в Беларуси из более чем 111 тысяч учителей 86,5% составляют женщины. Мужчины, увы, все чаще обходят педагогические профессии стороной. А те, что выбирают, кто они?

Пугающее погружение в работу

Летом этого года трудовой стаж в системе образования у Василия Разумейчика составит 30 лет. Он возглавляет Ивацевичскую районную организацию профсоюза работников образования и науки. До этого преподавал в местном лицее, в СШ № 2 и № 4. Утверждает: если бы пришлось начинать заново, снова стал бы педагогом.

– Учительская профессия приносит много положительных эмоций, правда, и минусы есть. Скажем, помимо преподавания, ты еще и классный руководитель, то есть воспитатель. Добавьте сюда работу с документами, и ты уже погружен в профессию «24 на 7». Убежден, именно это и отпугивает мужчин от школы, – рассуждает собеседник.

Самого Василия Разумейчика подтолкнули получить педагогическое образование его школьный учитель белорусского языка, фронтовик Иван Мельянчук и учительница русского языка Мария Каброва. И не только его. Из 18 одноклассников пятеро пошли учиться в пединституты, четверо до сих пор работают в системе образования.

– Школе нужны учителя-мужчины – для большей дисциплинированности учеников, для гендерного равенства, – уверен Василий Разумейчик. – К тому же практика показывает: когда женским коллективом руководит мужчина, там лучше микроклимат. Но если ранее в директорском корпусе нашего района было поровну мужчин и женщин, то сейчас сильный пол сдает позиции. Хотя из 15–20 приходящих к нам ежегодно молодых специалистов четверть составляют парни. Правда, в системе образования задерживаются не все, хотя мы многое делаем для закрепления на первых рабочих местах. Готов назвать с десяток известных в регионе фамилий учителей-мужчин, отработавших в школе по 30–40 лет. Их трудовые биографии – хороший мотивационный повод идти работать в образование.

Зов в профессию

Учитель истории СШ № 33 Бреста Дмитрий Уснарский из тех, кто осознанно выбрал работу в школе. Во-первых, перед глазами был пример мамы-учителя, во-вторых, интерес к профессии сформировался еще в студенческие годы во время практики. После магистратуры Дмитрий пришел в школу, где учился сам. Здесь его помнят как призера олимпиад по истории, обществоведению, русскому и белорусскому языкам. В статусе молодого специалиста Дмитрий Уснарский победил в международной олимпиаде «Мастерство молодых» и на городском педагогическом форуме в 2019 году. Нынешней весной стал третьим на конкурсе профмастерства «Молодой учитель Брестчины». Говорит, работать в школе ему интересно: на уроках применяет новаторские формы – к примеру, исторические темы рассматриваются в стиле японского разговорного театра Камишибай. Обществоведение в старших классах – диалоговая площадка, на которой есть место разным точкам зрения.

Помимо этого, Дмитрий Уснарский еще и классный руководитель у шестиклассников. Дополнительная нагрузка, но приносит массу позитивных эмоций. Что же касается проблемы малого количества учителей-мужчин в средней школе, то причин, на его взгляд, хватает.


Среди учителей-предметников больше всего мужчин-физруков – 63%, затем идут преподаватели допризывной подготовки (58%), учителя труда (42%), физики (34%) и историки (29%).


– Не все мужчины готовы работать с детьми. Уверен, у многих присутствует боязнь, кто-то считает педагогическую профессию не очень престижной, другие – малооплачиваемой. Однако все это преодолимо, если есть желание работать, – заверяет молодой учитель, который, кроме основной деятельности, находит время и на общественную – входит в состав Молодежного совета Брестской городской организации профсоюза работников образования и науки.

Дмитрий с оптимизмом зовет в профессию молодых людей, считая, что в школе каждый сможет проявить себя.

Председатель Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Якубович дополняет молодого коллегу словами, что профессия учителя скрупулезная и по этой причине больше свойственна женщинам.

– Однако есть и мужчины, которые находят себя в преподавании и воспитании детей. К примеру, заведующий детским садом в Минске: очень любит свою профессию и гордится ею. Правда, это скорее исключение. В основном мужчины обходят систему среднего образования стороной. Многие, получив педагогическое образование, выбирают для работы другие сферы, – признает профсоюзный лидер.

МНЕНИЕ

Игорь КОЛБ, директор Пинского аграрно-технического колледжа, депутат Палаты представителей 6-го созыва, учитель физики и математики:

– Преференций по привлечению в систему образования достаточно. Скажем, выпускники педагогических классов поступают в вузы на льготных условиях, медалистов принимают без экзаменов. Хотелось бы еще ввести военные кафедры на педагогических специальностях – это позволило бы не призывать парней в армию, а дать возможность поработать сразу после вуза и почувствовать вкус к профессии. Не секрет, что после воинской службы многие не возвращаются в систему образования. Физиков и математиков привлекает IT-сфера, физруков зовут в правоохранительные органы и Вооруженные Силы. Таким образом мы и теряем учителей-мужчин, вместо того чтобы дать им закрепиться в профессии.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников