ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
04 августа 2023 / На злобу

Уран или урон

Как же непросто приходится западным журналистам при освещении военного переворота в Нигере! Ведь в политкорректном обществе название африканского государства звучит один в один с расистским оскорблением. Но еще более сложная задача – объяснить аудитории, почему смену власти в одной из беднейших стран мира западные политики встретили не радостными возгласами о свержении угнетавшего народ режима, а проклятиями и угрозами военного вторжения.

Еще один переворот в Африке

Вкратце предыстория такова. На прошлой неделе президент Нигера Мохамед Базум был взят под стражу собственной охраной. На следующий день мятежники объявили об отстранении главы государства от власти. Они закрыли границы, ввели комендантский час и создали руководящий орган с многообещающим названием «Национальный совет спасения родины». Немного посомневавшись, к организаторам переворота присоединилась армия.

По правде говоря, для Африки в произошедшем нет ничего экстраординарного. Подсчитано, что с 1952 года на этом континенте совершено более 90 госпереворотов, около 70 из которых были военными. То есть люди в камуфляже и погонах свергали людей в дорогих деловых костюмах практически ежегодно.

Если говорить непосредственно о Нигере, то с момента обретения независимости в 1960-м страна пережила с десяток успешных и неудачных попыток захватить власть с помощью оружия.

Так почему же нынешний мятеж вызвал бурю негодования на Африканском континенте и за его пределами? Здесь надо копнуть поглубже. Желательно на урановых рудниках.

Во глубине нигерских руд

Как и большинство африканских государств, Нигер богат на полезные ископаемые. Золото, алмазы, нефть. Но прежде всего – уран. Эта страна входит в число мировых лидеров по его добыче. Соответственно выступает и крупным поставщиком. Например, Евросоюз получает из бывшей французской колонии почти 25% топлива для своих АЭС. И вдруг – нате вам! – мятеж. Национальный совет спасения родины первым делом приостановил экспорт урана во Францию, которая по-прежнему считает здешние территории подконтрольными. А для пущей убедительности воодушевленные переворотом демонстранты забросали камнями посольство и публично сожгли сине-бело-красный флаг.

Париж возмутился. Пре­зидент Эммануэль Макрон выступил эмоционально и решительно. Даже слишком – многим послышалась угроза военного вторжения. Чуть позже МИД Франции постарался всех успокоить, мол, об интервенции речь не шла. Однако идею уже подхватили другие: страны Западной Африки выдвинули самопровозглашенным властям Нигера ультиматум и открыто пригрозили применить силу.

Все оттенки демократии

Какой была реакция коллективного Запада? Общую позицию озвучил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель: «Евросоюз не признает и не будет признавать власти, образовавшиеся в результате путча. Конституционный порядок должен быть восстановлен». А дальше по привычной схеме: изоляция и санкции.

Мягко говоря, неожиданное заявление. Обычно адепты либеральной демократии всячески поддерживали мятежи, лезли во внутренние дела государств, чихать хотели на конституционный порядок. Когда ливийская оппозиция в 2011 году начала вооруженное восстание против режима Муамара Каддафи, западная коалиция создала над страной бесполетную зону, помогая повстанцам. Во время украинского Евромайдана в 2013-м палаточный городок митингующих в Киеве посетила официальный представитель госдепа США, и впоследствии «печеньки Нуланд» стали синонимом материальной поддержки протеста. Чего далеко ходить – в 2020-м Запад аплодировал событиям в Беларуси, а с одной самопровозглашенной до сих пор носится как с писаной торбой.

Почему же переворот в Нигере вызвал вспышку гнева? Дело не только в срыве поставок урана. В глобальном масштабе эта страна – клетка на доске гео­политических шахмат. Сейчас идет борьба за сферы влияния в разных уголках планеты. Не секрет, что африканские государства стали вырываться из крепких объятий Запада и стремятся строить отношения с Россией и Китаем.

Неудивительно, что начали активно искать в мятеже «руку Кремля». И даже попытались приплести к госперевороту ЧВК «Вагнер». Вот уж кто не дает им покоя! Послушать, так «вагнеровцы» участвуют в специальной военной операции в Украине, в ночных кошмарах польских властей готовятся отжать Сувалкский коридор, а теперь еще и мятежи в Африке устраивают. Ни дать ни взять герой оперы «Севильский цирюльник»: «Фигаро здесь, Фигаро там».

Ярмарка оружейных баронов

Учитывая высокие геополитические ставки, ситуацию в Нигере вряд ли пустят на самотек. Там находится крупный французский контингент, размещены две американские военные базы. Но что еще хуже – страны регионального блока Западной Африки (ЭКОВАС) потребовали в течение недели восстановить в должности свергнутого президента Мохамеда Базума, иначе введут войска. А соседи – Буркина-Фасо и Мали – заявили о готовности встать на защиту Нигера. Африка стоит на пороге большой войны.

Однако даже худший сценарий для Запада может оказаться выгодным – торговля оружием приносит баснословные барыши. Да, кровавые доллары, но деньги же не пахнут. В этом еще одна беда Африканского континента – постоянные войны. Гражданские, племенные, межнациональные. Чем и пользуется «цивилизованный мир».

«Мировые лидеры должны вкладываться не в оружие, а в развитие Африканского континента», – цитата из выступления Президента Беларуси Александра Лукашенко в октябре прошлого года.

Наша страна стала целенаправленно расширять свое присутствие в Африке с момента обретения суверенитета. Дипломатические отношения установлены с 51 из 54 стран континента. Туда поставляют сельскохозяйственную, грузовую и карьерную технику, металлургическую продукцию. В основе взаимоотношений лежит экономика, а не идеология.

«Мы, и это я хочу отдельно подчеркнуть, идем в Африку не для того, чтобы нести некие иллюзорные демократические ценности. А идем работать вместе с вашими руководителями на благо народа», – заявил Александр Лукашенко во время визита в Зимбабве в феврале этого года.

К сожалению, многие крупные державы по-прежнему относятся к Африке по принципу колониальных времен: либо выкачать за пригоршню монет все ресурсы, либо накачать под завязку оружием для войны всех со всеми. Похоже, именно перед таким выбором сегодня поставлен мятежный Нигер.

Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора