ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
27 сентября 2024 / Активное долголетие

Уроки токарного дела

Свой преподавательский путь мастер производственного обучения Леонтий Шишлюк начал в 1978 году, но не в День знаний, а 19 сентября. Причина почти трехнедельного «опоздания» была в том, что опытного токаря никак не хотели отпускать с завода. И все же гродненец настоял на своем. 46 лет работы в колледже и сотни благодарных учеников доказывают – в своем решении не ошибся.

Схватить профессию

Леонтий Иосифович родом из Грод­ненского района. В 1960-е, когда оканчивал школу, в областном центре начался строительный бум, в городе возводили новые предприятия, а с ними – жилье. На глазах росли целые кварталы. Это подтолкнуло собеседника пойти учиться на каменщика.

– Со своей бригадой работал на строительстве хлебокомбината, азотно-тукового завода, – вспоминает Леонтий Шишлюк. – Но из-за проблем со здоровьем в профессии не остался. Брат предложил устроиться на завод торгового машиностроения. Там как раз набирали токарей, обучали прямо на производстве. Подумал, почему бы не попробовать?

Мастеровитому парню хватило трех недель, чтобы схватить суть и получить допуск к самостоятельной работе. А уже спустя год Шишлюку доверили обучение новичка. И с этой задачей собеседник справился на удивление легко, хотя сам еще недавно был на его месте.

 


Леонтий Шишлюк в 77 лет остается в строю. Говорит, что всегда старается вырастить универсалов: если токарь-операционщик выполняет несколько определенных манипуляций, то универсал способен из заготовки сделать деталь от начала до конца.


 

– Наверное, отчасти тогда и зародился интерес к преподаванию. Мне нравилось делиться тем, что знаю и умею, – рассуждает Леонтий Иосифович. – Когда соседка рассказала, что в ПТУ № 141 (сегодня – колледж техники, технологий и дизайна. – Прим. авт.) ищут мастера производственного обучения, решил пойти. Не остановило даже то, что почти наполовину потерял в зарплате.

Растить универсалов

Наставник вспоминает, что группы были большие (по 32 человека!) и работать приходилось в две смены. В то время учебное заведение выпускало кадры только для Гродненского завода автомагнитол – нового крупного предприятия города со штатом больше 5 тысяч человек. Требовались токари, слесари, фрезеровщики, монтажники, сборщики аппаратуры.

– Рабочие профессии были в почете. Некоторые ребята поступали к нам со средним баллом аттестата 4,8–4,9 по пятибалльной системе, – обращает внимание преподаватель. – Приходили не только парни, но и девчата. Отучившись, устраивались токарями на полуавтоматических станках, делали гайки, винты и тому подобное. Сложно поверить, что кое-кто из моих учениц уже вышел на пенсию!

Сам Леонтий Иосифович в 77 лет остается в строю. Говорит, что всегда старается вырастить универсалов.

– Если токарь-операционщик выполняет несколько определенных манипуляций, то универсал способен из заготовки сделать деталь от начала до конца. При необходимости с такими знаниями легко можно стать оператором станка с ПУ, – уверен Леонтий Шишлюк. – А начинаем, конечно, с элементарного. На первых занятиях используем самые малые обороты, пробуем держать размер – длину и ширину. 6–8 человек работают, а остальные наблюдают, потом меняются. Сразу приучаю соблюдать правила охраны труда – без этого никак.

Лучшая награда наставника – живой отклик учеников. К каждому находит свой подход. Собеседник с улыбкой вспоминает парнишку, который сперва боялся даже приближаться к станку. Пришлось едва ли не за руку подводить и убеждать, что он справится. А потом этот же учащийся после практики на заводе пришел к Леонтию Иосифовичу со словами: «Спасибо, что научили! Мою работу ставили в пример другим!»

Елена КАЯЧ, фото автора