ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
29 марта 2023 / Земляки

В доме оживших кукол

Художественный руководитель Белорусского театра «Лялька» заслуженный деятель искусств Виктор Климчук хорошо известен театралам в стране и за границей. Для Витебска это и вовсе знаковая фигура – создатель и бессменный руководитель театрального коллектива, на спектаклях которого воспитано не одно поколение. А чуть меньше 10 лет назад в Витебской «Ляльке» Климчуков стало двое.

Не мешайте детям

Младший сын Виктора Климчука Михаил продолжает династию. «Стартанул» в профессии сразу очень ярко, уже первая его постановка «Горад клоўна Піка» принесла коллективу победу на Республиканском конкурсе театрального искусства «Национальная театральная премия» (исполнителем лучшей мужской роли назван Сергей Толкач, который сыграл клоуна Пика). А 5 лет спустя, в 2021 году, спектакль Михаила Климчука «Лялькі Ціма Талера, або Прададзены смех» получил Национальную премию сразу в 3 номинациях.

Под одной крышей уживаются два творческих человека разных поколений, по достижениям уже сейчас стоящие друг друга, но обладающие разными вкусом и пониманием эстетики. Легко ли это?

Виктор Климчук признается, ему, как и многим другим творческим людям, никогда не хотелось, чтобы дети повторили его путь. Так было со старшим сыном. Александр окончил юридический факультет, получил, как хотелось родителям, надежную профессию.

– Но меня не покидало ощущение, что Саша всегда тяготел к театру. А мы своим требованием «иметь стабильный кусок хлеба» повлияли на его судьбу, – говорит Виктор Климчук. – Поэтому когда Миша объявил, что собирается стать студентом Белорусской государственной академии искусств, перечить не стали.

В тот год набирали курс артистов театра драмы. И Михаил, грезивший куклами, согласился на компромисс. Однако баллов хватило только для получения образования на платной основе. На дворе были непростые 90-е, и такой возможности у семьи не было. Парень поступил на экономический факультет витебского вуза, но спустя три года категорично заявил: академия объявила набор, теперь только куклы.

Дома не стали возражать. Поступил легко, а когда отучился, вернулся работать в Витебск. Виктор Климчук вспоминает, как, давая сыну роли, раз за разом убеждался: перед ним не актер, а режиссер.

– А если и актер, то в силу особенностей темперамента драматический, – уточняет Климчук-старший. – Когда сына на сцене увидело художественное руководство Тамбовского театра драмы, меня очень просили прислать его к ним на работу. Я не согласился. Понял, что ему действительно нужно, и Миша. Он решил получать режиссерское образование, а я настоял, чтобы делал он это в Санкт-Петербурге.

Одна голова хорошо…

Вопреки расхожему мнению, будто двум ярким режиссерам бывает тесно в одном театре, отец и сын уживаются в «Ляльке» успешно. Более того, Виктор Климчук признается, что сейчас, с высоты своего опыта, он понимает: трудиться в одном театре полезно им обоим. Ему, например, очень любопытно наблюдать за работой молодого коллеги.

– Интересно, когда в твоем театре происходит что-то другое. Ведь два режиссера – это не коалиция. Хотя я также против творческого противостояния. Основные требования (например, знать текст к началу репетиций или уметь работать над ролью самостоятельно) должны быть унифицированы. Тогда коллектив не будет разъединен, а спектакли получатся разными.

Интуитивное осознание того, что артисты должны видеть другой подход, во многом и стало причиной появления в конце 90-х в Витебске своего кукольного мини-фестиваля. На день рождения «Ляльки», который отмечают в конце апреля (20 апреля 1986 года первый спектакль сыграла тогда еще кукольная труппа при театре имени Якуба Коласа), Виктор Климчук стал приглашать гостей. В год приезжал один какой-нибудь театр, привозил свой спектакль. Его могли увидеть и жители города и, самое главное, коллектив «Ляльки».

И даже когда театр из Витебска обрел широкую известность, а его спектакли становились участниками международных фестивалей в Германии, Франции, Польше, Сербии, Иране, Египте, Турции, Финляндии, Тунисе, коллектив все равно с нетерпением ждал приезда гостей – посмотреть, что делают другие.

Дух театрального времени

Сейчас именитый Виктор Климчук соглашается – он многому учится у сына. Очень интересно наблюдать, например, как сейчас тот работает над спектаклем «Дюймовочка», который будет без слов. Именно Климчук-младший первым рискнул доверить сценографию спектакля (в театре кукол, как утверждают критики, хороший художник – это половина успеха постановки) художнику-конструктору «Ляльки» Дмитрию Гаралевичу. И теперь он работает и с Виктором Игнатьевичем.

С неожиданной стороны открываются основателю «Ляльки» и актеры, которых молодой коллега видит по-своему. Часто утверждают, будто каждый режиссер набирает труппу «под себя». Пришли изменения и в «Ляльку».

Вместе с Михаилом после академии в театр распределились двое молодых актеров, очень быстро труппу пополнили и выпускниками Витебского колледжа искусств. До этого труппа тоже обновлялась, но процесс был постепенным и не таким массовым. А последний набор, замечает Виктор Климчук, будто разделил актеров на две части – маститые и молодые. И в какой-то момент стало заметно, «взрослая» часть труппы считает, будто молодежь недооценивает их опыт. Но начинающие актеры пришли со своими взглядами и принципами, и в этом был стимул развития и для одних, и для других. После этого многие опытные артисты стали посещать занятия у Дианы Юрченко (балетмейстера, руководителя театра-студии современной хореографии).

– Я видел разность взглядов на театр. Это были как классика и проба пера. Но условный конфликт означал: театр не умирает, он живет и бурлит, – говорит Виктор Климчук. – Недавно я приехал из Дагестана, где был на постановке. И вернулся к репетициям спектакля «Скрыпка дрыгвы й верасовых пустэчаў» по Владимиру Короткевичу, который мы давно не играли. Я смотрю на своих артистов, и опытных, и молодых и вдруг понимаю: как прекрасен наш театр, какие талантливые актеры и какой гениальный сценограф Алесь Сидоров. Все это действо захватывает, будоражит фантазию, трогает до слез.

 


  • Виктор Климчук признается: за театр, который он создал почти 40 лет назад в Витебске с нуля, сделал известным и успешным, в который вложил душу и сердце, он спокоен – нашелся надежный преемник. Но есть у признанного режиссера и своего рода страх:
  • – Боюсь, что сын захочет поработать в других местах. Хотя и на это он тоже имеет право, жизнь складывается по-разному. Для меня «Лялька» стала 10-м театром в моей творческой биографии. Почему я должен отказывать в экспериментах ему?

 

Виктория ДАШКЕВИЧ, фото автора и БЕЛТА