ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
05 апреля 2024 / такая профессия

«В театре надо отдыхать»

Чтобы спектакль состоялся, одной творческой составляющей недостаточно. Продумать бюджет, согласовать реквизит, организовать продажу билетов – это уже не про вдохновение и поиск музы, а про бизнес и расчет. За процессы, которые остаются невидимыми зрительскому глазу, но влияют на общее впечатление от похода на культурное мероприятие, в Камерном драматическом театре отвечает Виолетта Кучменко.

Следующая станция – закулисье

Во время нашего часового интервью ее телефон позвонил восемь раз. Не меньше десяти раз открывалась дверь кабинета. Что-то уточнить, спросить, предложить. Моя собеседница – управляющая театром – легко переключается с одного вопроса на другой. Чувствуется, что в своей стихии. И, несмотря на загрузку и суету, получает удовольствие от того, чем занимается. Так и не скажешь, что буквально пару лет назад Виолетта работала совершенно в другой сфере, максимально далекой от мира творчества. Порядка 10 лет руководила автозаправками.

– Даже дипломный проект делала на тему «Реконструкция заправочной станции», – улыбается она. – Что могу сказать: это дело для сильных духом женщин. Надо было не потеряться в мужском коллективе, погружаться в технологические процессы. Все это я смогла. Но настал момент, когда поняла, что исчерпала себя. Да, была хорошая зарплата и стабильность. Но оставаться на должности только ради этого – не моя история. Я всегда мечтала ходить на работу как не на работу. В театре так и случилось.

Предложение о месте управляющего стало одновременно приветом из далекого прошлого и новым вызовом.

– В детстве я хотела играть на сцене. Дважды пыталась поступить в университет на актерский, дважды с треском проваливалась, – улыбается моя собеседница. – Первый раз мне сказали, что у меня типаж драматической актрисы, а когда на следующий год я сделала ставку на это, посоветовали попробовать режиссерский. После очередной неудачи я год занималась в мастерской театра имени Горького и даже сыграла в постановке «Муха-Цокотуха». Но на этом с творчеством было покончено.

Как оказалось, временно.

Отдохнуть или научить?

Сейчас в числе задач Виолетты – отбор репертуара. Важно понимать, на что пойдет современный зритель, а какую постановку оставит без внимания.

– Считаю, главное – чтобы в театре человек отдохнул, – делится мнением Виолетта. – Он не должен уйти с чувством недосказанности или с осознанием, что чего-то не понял. В нашем театре мы стараемся создать комфортную атмосферу с момента, как только гость переступает порог. Кстати, некоторые спектакли начинаются еще до того, как зрители займут места в зале, и не прекращаются во время антракта. Есть мнение, что театр должен учить, заставлять задуматься о чем-то высоком. Но, на мой взгляд, жизнь и так слишком сложная. Уроки нам дают детство, родители, работа, друзья, семья. Зачем еще здесь?

При этом она добавляет: в любую постановку сценарист и режиссер вкладывают определенные смыслы и идеи. И выбор за зрителем: захотеть их увидеть либо просто посмотреть хорошую историю.

Не скатиться до стендапа

Камерный драматический театр специализируется на комедийных постановках. Моя собеседница подчеркивает: это один из самых сложных жанров.

– Важно, чтобы было смешно, но при этом спектакль не должен скатиться до стендапа, – подчеркивает Виолетта. – Никаких пошлостей. Прочувствовать эту грань и не переступить ее – задачка со звездочкой для режиссера. Хотя, очевидно, у каждого свое представление о дозволенном и запрещенном. Взять хотя бы наш спектакль «Корпоратив»: он неизменно пользуется популярностью и собирает восторженные отзывы. Но как-то нам написали, что мы в дурном свете выставляем женщин, что их неприятно задела эта постановка. Критику я всегда воспринимаю близко к сердцу, как что-то очень личное. Моя первая эмоция: погодите, вы не поняли, я сейчас все объясню! Но потом останавливаю себя и задумываюсь: это субъективное восприятие человека либо же проблема в актере, который «недоиграл», ушел в сторону от режиссерских задач. Так или иначе, мы прислушиваемся к зрителям – ведь без них не будет театра.

А еще театра не будет без новых постановок. Виолетта настаивает: премьеры должны объявляться каждые полгода.

– Мы ограничены бюджетом и временем, но это абсолютно реальные сроки, – утверждает она. – Чтобы уложиться в них, выходим из ситуации по-разному. Можем не только шить костюмы, но и искать их в частных коллекциях, приносить из дому. Другое дело, что далеко не каждая вещь из повседневного гардероба подойдет для сцены – под светом софитов одежда может обезличивать.

К слову, уже в конце апреля в театре состоится премьера – «Мужчина в подарок». Постановщики обещают: будет, над чем задуматься и, конечно, над чем вдоволь посмеяться.

Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото Валерия КАРТУЛЯ и из архива театра