Вагон работы
Многие удивляются, как девушкам удается так ловко ворочать тяжеленные вагоны? Кажется, подобное под силу далеко не всякому. Отчасти так и есть.
У Могилевского вагоностроительного завода портфель заказов расписан до конца года. Средняя зарплата – порядка 2 тыс. рублей. Да, работа тяжелая во всех смыслах. Вес одного вагона порой достигает 24,5 тонны. И управляется с ними в основном женская бригада крановщиц.
Пилотаж на весу
Ювелиром тяжелой промышленности становится не каждый, кто поборол страх высоты и взобрался по длинной лестнице под потолок цеха. Основная сложность этой профессии не в управлении тяжелыми рычагами, а в самообладании.
– В 10 метрах над землей важно справиться с внутренним состоянием, – делится секретами мастерства машинист мостового крана, бригадир смены Ольга Адасенко. – Нужны быстрая реакция, четкий глазомер, максимальная сосредоточенность, поэтому медлительный по натуре человек в кабине крана вряд ли почувствует себя спокойно. Ведь не любой, кто захотел водить автомобиль, делает это хорошо. Так и в нашем деле: либо это дано – и тогда развивай способности, набивай руку, либо, увы…
– От нашей слаженной работы зависит и безопасность тех, кто внизу, – дополняет коллегу крановщица Светлана Морозова. – Стропальщики цепляют грузы, сигналят нам – и мы поднимаем крюки. Важно доверять друг другу и не торопиться. Работать в паре, когда вагон синхронно поднимают два крана и перевозят в другое место на сборку, наверное, самое сложное. В этот ответственный момент надо иметь одну голову на двоих: чувствовать машину, совершать одинаковые движения, подстраиваться под скорость напарника – это высший пилотаж.
Без паники, состав поедет
Сегодня Могилевский вагоностроительный завод (МВЗ), входящий в холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», может похвастаться продукцией, востребованной на отечественном и зарубежном рынках, достойными условиями труда и главной своей ценностью – дружным, надежным коллективом. Времена у завода были разные. Нынешней весной ему исполнится 18 лет. Совершеннолетие единственный производитель вагонов в Беларуси встретит полным сил и амбициозных планов на будущее. Свой первый заводской кризис работники предприятия, сплотившись, смогли преодолеть достойно и на удивление быстро.
Дело было 8 лет назад, когда бывший директор завода собрал коллектив и попросил немного потерпеть, пообещав в считаные месяцы исправить ситуацию. Вагоны тогда штамповались, как и в лучшие времена, однако сбыта не было. Прибыли тоже. К слову, именно крановщицы практически полным составом не поддались панике и не стали искать другую работу.
– Правда, нас и тогда не обижали, – вспоминает машинист мостового крана Нина Федорцова. – По праздникам руководство все равно умудрялось порадовать людей небольшой премией. Мы не могли бросить завод, которому каждый из нас уже отдал более 10 лет жизни.
Не подвел и руководитель: за год наладил поставки по Беларуси, заключил контракты с Россией и Казахстаном. Заводчане получали расчетные и не верили глазам: заработная плата росла прямо пропорционально спросу на могилевские вагоны. Уже в 2019-м за высокие производственные показатели завод-передовик попал на Доску почета Могилевского
облисполкома, а в наступившем 2023 году средняя зарплата на предприятии подошла к 2 тыс. рублей. В месяц здесь выпускают по 120–130 вагонов.
Расписание на завтра
Контракты на поставку продукции МВЗ основным потребителям – Белорусской железной дороге и «Беларуськалию» – расписаны по месяцам до конца 2023 года. Особенно востребованы полувагоны и минераловозы для перевозки удобрений. В ближайшее время завод запустит в массовое производство вагоны под щебень и разработает универсальную платформу, которая сможет перевозить и лес, и колесную технику.
По словам директора предприятия Андрея Прокопенко, производственных мощностей для выполнения бизнес-плана сегодня достаточно, не хватает только рабочих рук. На заводе есть вакансии для квалифицированных сварщиков, слесарей, сборщиков металлоконструкций, штамповщиков, маляров. Было бы желание работать
в команде, а преференций от профкома на МВЗ хватит на всех.
– По мере необходимости наш коллективный договор обновляется и дополняется «бонусами», – говорит представитель профсоюзного комитета, начальник плановопроизводственного бюро Алеся Власенко. – Значительная часть коллектива – молодежь. Для этой категории работников предусмотрены выплаты к свадьбе, рождению детей, дополнительные выходные. С согласия руководства завода практикуем хорошие доплаты для наставников, которые обучают новичков. Каждому, кто нуждается в жилье, по его заявлению ходатайствуем о предоставлении койко-места или комнаты в общежитии. Недавно ввели еще одну меру стимулирования: ежемесячное награждение от профкома одного работника от цеха в номинации «Лучший по профессии». Проводим регулярные соревнования по игровым видам спорта, в которых победители и призеры получают денежные призы и дипломы. А еще мы много путешествуем и дружим семьями.
Мнение
Валентина ШИШКО, председатель Могилевской областной организации Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ»:
– Так уж сложилось, что многие из тех, кто 18 лет назад пришел совсем юным на Могилевский вагоностроительный завод, встретили здесь вторую половинку. Со временем они породнились семьями, покрестили детей и обрели настоящих друзей. И когда работники говорят, что завод – их семья, поверьте, это не просто слова. Приятно, что здесь трудятся настоящие профессионалы и преданные своему делу люди.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА