ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
11 декабря 2021 / Земляки

Ван Гог в скульптуре

Жизнь выходца из Сморгони Исаака Иткинда могла бы лечь в основу сюжета приключенческого фильма. Этому человеку прочили судьбу раввина, но он решил стать скульп­тором и покорил Вильно и Москву. Марк Шагал называл Иткинда «Ван Гогом в скульптуре». Выставки мастера имели огромный успех. В конце 1930-х годов мир облетела печальная весть – Иткинд умер. Однако… скульптор жил и творил еще в течение 30 лет.

Сумасшедший

– Исаак Иткинд родился в 1871 году в семье раввина. В нем видели продолжателя семейных традиций, но он оставил религию и уехал в Вильно, где начал работать учеником переплетчика, – рассказывает научный сотрудник Сморгонского историко-краеведческого музея Ольга Самаркина. – Тогда же Исаак прочел книгу об известном виленском скульпторе Марке Антокольском. Заочное знакомство с мастером подтолкнуло Иткинда взять в руки глину.

Окружение Исаака не поняло его. В еврейской общине говорили, что он сошел с ума, раз возится с глиной и деревяшками. Так продолжалось до тех пор, пока Иткинд не познакомился с писателем Перецем Гиршбейном. Впечатлившись работами начинающего скульптора, Гиршбейн написал о нем статью, которую опубликовал «Виленский вестник». После выхода статьи рабочие отправили человека обойти дома в Сморгони, показать газету и собрать деньги для Иткинда, чтобы тот смог учиться в Виленском художественном училище.

Признание элиты

Одним из покровителей Иткинда стал профессор живописи Фердинанд Рущиц. В 1910 году в Вильно состоялась персональная выставка скульптора, на которой было представлено около 30 работ. В то время еще существовала черта еврейской оседлости, однако Иткинд уехал в Москву и в 1912-м поступил в школу ваяния и зодчества. Его пригласил в свою мастерскую известный скульптор Сергей Волнухин.

– Благодаря связям наставника Иткинд познакомился с выдающимися художниками, писателями и поэтами. Он слушал Маяковского, восхищался юным Есениным; Горький посодействовал организации выставки скульптора в еврейском театре «Габима». Она состоялась в 1918 году, а годом ранее Исаак вступил в Союз русских художников, – продолжает Ольга Самаркина. – Он быстро покорил творческую элиту.


Брат Теодора Рузвельта во время своего приезда в Россию посетил выставку Исаака Иткинда и купил несколько работ скульптора. Он также предложил мастеру переехать в Америку, но тот отказался от предложения.


В 1920-е годы Иткинд заболел, и врачи посоветовали ему отправиться на юг. В Симферополе скульптор встретил свою будущую жену Марию Хейфец. В конце 1920-х он переехал в Ленинград, где оборудовать мастерскую ему помог сам Сергей Киров. Иткинд ваял из гипса, глины, но особенно любил дерево. Если что-то, по его мнению, выходило не идеально, он уничтожал всю работу и начинал заново. В 1937 году мастер создал одну из своих самых знаменитых скульптур – «Умерший Пушкин». Ее представили в Эрмитаже на выставке, приуроченной к 100-летию со дня смерти поэта. В том же году Иткинда арестовали.

Злой рок

В тюрьме скульптор провел 9 месяцев. Его обвиняли в шпионаже, старательно выбивали показания. В начале 1930-х годов работу мастера купил французский премьер-министр Леон Блюм. Она называлась «Россия, разрывающая цепи», но западные журналисты почему-то назвали скульптуру «Россия в цепях». Следователь много раз вспоминал этот факт на допросах, а Иткинд не понимал, в чем его обвиняют, и не стал оговаривать себя. Жил тем, что лепил фигурки из выдаваемого на день хлеба.

– После тюрьмы его отправили в ссылку на север Казахстана, в поселок Зеренда. Выпустили из вагона с другими осужденными и сказали: «Идите и живите, где хотите». Но первым делом мастер задумался о том, где брать глину и дерево для работы, ведь вокруг степь, – продолжает сотрудница музея. – Вскоре к мужу приехала Мария Хейфец. Она писала племяннице: «Все наше имущество – кровать и то, что под кроватью». Иткинд, чтобы заработать, занялся починкой обуви, хоть это дело было не очень прибыльным – не всегда получалось чинить обувь хорошо, поэтому приходилось возвращать деньги недовольным клиентам.

Весь мир считал, что скульптор умер. На работах Иткинда в зарубежных музеях стояли даты «1871–1937 гг.». Однако он выжил в заключении вопреки нужде и болезням. Его жене, к сожалению, это не удалось.

В ссылке Исаак Иткинд продолжал творить. О его работах пошла молва. И в середине 1940-х годов один из представителей местных властей Ашимбек Бектасов посодействовал переезду мастера в Алма-Ату.

Вторая жизнь

– Начиная с середины 1950-х, Иткинд работал маляром в Алма-Атинском государственном театре, создавал декорации для спектаклей. В свободное время вырезал скульптуры, и в нем узнавали «того самого Иткинда!». Однажды Исаак получил важный заказ для ТЮЗа – скульптуру казахского поэта и писателя Джамбулы Джабаева. Иткинд долго не мог найти подходящее дерево для работы и очень обрадовался, когда в одном из скверов увидел вековой карагач (вид вяза. – Прим. авт.). Мастер гладил кору, разговаривал с деревом и улыбался. Местные власти, хоть и не сразу, разрешили спилить его, – рассказывает Ольга Самаркина.

В 90 лет Исааку Иткинду присвоили звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, а когда скульптору исполнилось 96 лет, Союз художников выдвинул его на Государственную премию СССР.

Выходец из небольшого белорусского местечка является автором множества прекрасных скульптур – «Моцарт», «Песня», «Лицо фашизма», «Горькая улыбка»… В последние годы жизни он создал работы «Иткинд в аду» и «Иткинд в раю» и шутил, что предпочел бы второй вариант – в раю много деревьев и прекрасной натуры.
Иткинд ушел из жизни в 1969 году. Ему было почти 98 лет.

– В судьбе Иткинда есть много загадок. Например, существует несколько версий о том, кто помог ему собрать средства на учебу в Вильно; какие обвинения выдвинули скульптору при аресте; где он пребывал в ссылке, кроме Казахстана; благодаря кому смог жить и творить в Алма-Ате. Однако неоспоримым остается великий талант мастера и его бесконечная любовь к окружающим людям, – резюмирует сотрудница музея.

Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников