ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
15 августа 2024 / Постскриптум

Важное детское «нет»

Почему ребенок должен уметь быть шумным, не всегда слушаться взрослых и знать, где лежат ключи от квартиры? Потому что от этого зависит его безопасность. Неожиданные советы дала детский психолог Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Ольга Шафалович.

– Когда речь идет о безопасности, родители порою впадают в крайности: либо молчат о возможных угрозах, либо, наоборот, сгущают краски, зарождая постоянную тревогу, – отмечает психолог. – Следует найти золотую середину как в объеме информации, так и в способах ее подачи. У ребенка не должно складываться впечатление, что мир – это опасное место и нужно его бояться. Вместе с тем ему надо знать, как действовать в той или иной ситуации.

Учеба через сказку

Беседы о безопасности должны быть частью повседневного общения, проходить между делом. К примеру, очертить круг дозволенного для ребенка 3–4 лет, который активно познает мир и хочет все потрогать, позволит игра «можно-нельзя». Правила просты: мама указывает на какой-то предмет, задает этот вопрос и маркирует небезопасные вещи (красным цветом обозначаются утюг, плита и т.д.). Злоупотреблять табу не стоит, они должны касаться только действительно опасных предметов и действий. Если ограничений слишком много, они перестают восприниматься всерьез.

Кроме того, основы безопасности можно обсуждать во время просмотра мультфильмов и чтения сказок, самим сочинять поучительные истории. Часто у детей есть любимая игрушка, которую можно сделать героем сюжета, чтобы вызвать больший интерес. Важный нюанс – все истории должны иметь четкую инструкцию по поведению в обсуждаемой ситуации и заканчиваться на позитивной ноте. С 5–6 лет можно обыгрывать какие-то опасные ситуации.

– Все мы велим детям не открывать дверь чужим, но ребятня охотно примеряет роль взрослого и впускает незнакомцев в дом, – приводит пример Ольга Шафалович. – Для таких ситуаций и нужна игра-тренировка: родитель остается в квартире, кто-то звонит в дверь, и ребенок показывает, что он будет делать. Можно отработать два сценария (пришел свой и пришел чужой), придумать для членов семьи кодовое слово.

Большая ошибка оставлять детей запертыми в квартире, если они не могут из нее выйти. При пожаре или другой чрезвычайной ситуации ребенок окажется в ловушке. Нужно показать, где лежат ключи, научить открывать замок. Когда наступает опасность, дети закрывают глаза (не вижу опасность – ее нет) или прячутся, поэтому пожарные находят их в шкафу, под столом. Чтобы предостеречь ребенка от таких действий, нужно проиграть ситуацию в безопасной обстановке.

Кого пускать в круг?

– Для безопасности ребенка следует очертить круг доверия, куда включить маму, папу, бабушек, дедушек. Это должны быть самые близкие, нежелательно расширять до дальних родственников, друзей, соседей, каких-то визуально знакомых людей (продавца из магазина, почтальона и т.д.). Чтобы ребенку было понятнее, можно этот круг нарисовать и акцентировать внимание: тем, кто внутри, доверяем, насчет взаимодействия с теми, кто за его пределами, всегда спрашиваем у родителей, – рекомендует специалист.

Следует объяснить, что без разрешения нельзя соглашаться пойти куда-то с незнакомым и даже знакомым человеком, который не относится к кругу безопасности. Предложения чем-то угостить, показать что-то интересное должны только насторожить. Также ребенку необходимо усвоить правило: когда чужой человек обращается с просьбой о помощи (поднести сумку, проводить, показать дорогу), нужно предложить обратиться к другому взрослому или просто отказать, не вступая в диалог.

– Уважение к старшим не должно переходить в полное подчинение. Ребенку следует уметь говорить «нет», причем порою даже не объясняя причину своего отказа (если он начнет объясняться или оправдываться, высока вероятность, что его переубедят), – обращает внимание Ольга Шафалович.

С ранних лет необходимо учить ребенка, что его тело неприкосновенно и он может защищать себя, если какие-то тактильные действия ему неприятны. Нельзя обнимать или целовать ребенка без согласия, а тем более при явном нежелании с его стороны: при постоянном нарушении личных границ не получится научить сына или дочь их отстаивать. Если родственники обижаются, что ребенок не хочет идти к ним на руки, стоит объяснить, что заставлять его – поступать во вред. Любовь может выражаться по-другому: через игру, интересный досуг.

Не ругать, а поддержать

– В случае опасности дети часто не зовут на помощь и не дают отпор, потому что кричать – это стыдно и неправильно. Действительно, у нас в обществе не принято вести себя громко. Поэтому обучаем через игру: а что будет, если крикнуть? а что будет, если сказать «мяу» на улице? Рассказываем, что в критической ситуации все средства хороши (можно кричать, падать, отбиваться), – продолжает психолог. – Вырабатываем у ребенка привычку вовремя заряжать телефон. Номера родителей и службы спасения должны быть на быстром наборе, а в идеале – выучены наизусть.

Ольга Шафалович подчеркивает: главное, чтобы в семье было доверие и ребенок знал, что в любой ситуации он может прийти к родителям – они помогут и поддержат, а не начнут, не разбираясь, сыпать обвинениями и упреками.

«Надо было слушаться!», «Зачем ты туда пошел?», «Мы предупреждали», – подобные фразы не исправят положения дел. Тем более никогда нельзя ругать ребенка за вред, причиненный ему другими людьми.

Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников