ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
21 января 2022 / Потребитель

Виртуальные покупки

Совершая покупки в интернет-магазине, можно перевести денежные средства и… не дождаться товара. Как понять, что имеешь дело с продавцом-мошенником, и избежать разочарования?

Студентка из Минска Ирина Архипова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) 5 лет собирала деньги на новый ноутбук. Купить его решила в интернет-магазине, находясь в Италии на каникулах. Деньги перечислила на карточку местного продавца. Тот пообещал привезти товар в течение суток, но не выполнил обещание. Ирина связалась с продавцом в мессенджере. На вопрос: «Где ноутбук?» – ей ответили: «Ждите завтра, сегодня привезти не получилось». Такими «завтраками» кормили нескольких недель.

Вернувшись в Беларусь, девушка обратилась в милицию, но оказалось, что помочь ей ничем не могут: претензии следовало предъявлять по месту «приобретения» товара.

Еще один случай. Могилевчанин Юрий Иванов (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) пытался продать через интернет старый компьютер. Разместил объявление о продаже и уже через два дня получил сообщение от потенциального покупателя. Тот интересовался номером банковской карточки для перевода денег. Иванов номер сообщил и стал ждать подтверждение оплаты. Однако «покупатель» вскоре написал, что возникли трудности при переводе денежных средств и нужен CVV/СVC-код (зная эти цифры на обратной стороне карточки, рассчитаться по ней может любой). Юрий догадался, что имеет дело с мошенником, и завершил диалог о продаже компьютера.

Вместо «by» – «сс» или «su»

Стать жертвой мошенника рискует любой, кто совершает покупки в интернет-пространстве.

– В первую очередь стоит обратить внимание на ресурс, где размещено объявление о продаже товара, – рекомендует начальник управления торговли и услуг Могилевского горисполкома Владимир Казусев. – Нередко название сайта на первый взгляд верное, но в доменном имени могут присутствовать дополнительные точки или другие лишние символы (тире, буквы и др.), а вместо «by» – «сс» или «su».

От мошенников в Сети страдают и те, кто что-либо продает. Их могут просить перейти по ссылке на копию какого-нибудь сайта для введения реквизитов банковской карточки, получая таким образом данные для хищения денежных средств.

– Важно знать, что мошенники предпочитают общаться через мессенджеры, – предупреждает Владимир Казусев. – Звонят они редко. Номер телефона, как правило, не белорусский. Для подтверждения сомнений можно позвонить этому человеку и узнать, есть ли у него номер отечественного оператора. Почтовый оператор, если речь идет о посылке, не имеет права запрашивать данные банковской карточки. Отправка посылки осуществляется непосредственно на почте.

Требования к интернет-магазинам

На главной странице сайта магазина в разделе «О компании» должны быть указаны наименование организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., сведения о государственной регистрации и наименование органа, ее осуществившего), режим работы и дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь.

Также должны быть размещены образцы документов, которые покупатель получит вместе с товаром; описание, стоимость товара, его наличие в продаже, сроки и условия
доставки.

С 16 июня 2013 года все без исключения продавцы обязаны выдавать кассовый чек.

При доставке вам товара необходимо сопоставить информацию, указанную на сайте, с той, что имеется в документации на приобретенный товар (техпаспорт, гарантийный талон). В документах обязательна отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись). Указание имени и номера мобильного телефона на упомянутых документах не допускается, поскольку в подобных случаях при выявлении недостатков не всегда удается установить продавца.

Доставив товар, курьер предоставляет чек, а покупателю, ознакомившись с товаром, следует поставить подпись в сопроводительных документах продавца.

– Если курьер торопится и отказывается продемонстрировать товар (вскрыть герметичную упаковку для осмотра), то лучше его не принимать и отразить этот факт в сопроводительных документах, – добавляет Владимир Казусев.

При выявлении некачественного товара в рамках досудебного порядка урегулирования спора покупатель должен направить продавцу претензию, изложив в ней причины и свои требования. Это предусмотрено законодательством в сфере защиты прав потребителей.

Подготовила Дарья ШЕВЦОВА
Фото из открытых интернет-источников