ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
02 августа 2023 / С праздником!

Витрина экономики

Общение с людьми нужно начинать с улыбки, уверены старший кассир столичного универсама «Родны кут» Виктория Рак и продавец кафетерия Павел Кузьмич. Возможно, поэтому здесь много постоянных покупателей.

За день «Родны кут» столичного филиала Минского облпотребобщества обслуживает тысячи людей. И характеры у всех разные, и настроение. К каждому необходимо найти подход: если нужно, то помочь с выбором, нет – тактично промолчать. Работать в торговле – значит быть немного психологом. Знали ли об этом вчерашние школьники Виктория и Павел, когда решали учиться на продавцов? Признаются, что настолько глубоко тогда не задумывались. Понимание пришло с желанием хорошо делать свое дело и опытом. Несмотря на молодость, он у ребят приличный. Виктория трудится в универсаме 10 лет, Павел – на год дольше. Оба в свое время пришли сюда по распределению.

Призвание из детства

После окончания Минского торгового колледжа у Вики был выбор. Сделала его в пользу «Роднага кута». Хотела остаться в столице (родом девушка из Смолевичей). К тому же по условиям коллективного договора молодым специалистам здесь предоставляли общежитие. К слову, эта гарантия и сегодня прописана в «местной конституции».

– Мне было всего 19 лет, и я очень гордилась своей самостоятельностью, – улыбается Виктория.

Однако в первый рабочий день она вдруг испугалась, что не справится: почти 10 тыс. наименований товаров, сроки годности, ценники… Виктория тогда растерялась. Старшие коллеги успокоили: у всех так бывает. К концу смены волнение улеглось, а всего через месяц способной девушке уже доверили обязанности кассира.

– С детства знала, что буду работать в торговле, – говорит Виктория.

Больше всего любила играть в магазин. Собирала фантики, заворачивала в них вылепленные из песка «конфеты». Представляла себя классным специалистом. Таким и стала.

Начинала продавцом 4-го разряда, затем получила 5-й и самый высокий – 6-й. Была заместителем заведующего отделом, доросла до старшего кассира. Говорит, что еще есть куда стремиться. Но главное в ее работе, чтобы покупатели уходили из магазина довольными.

– Когда человек улыбается в ответ, заряжаешься позитивной энергией. Это плюсы нашей профессии, – делится специалист и заверяет: хороших людей гораздо больше.

Виктория до сих пор помнит первую благодарность, оставленную ей в книге замечаний и предложений. Тогда в магазин завезли говяжью печень. Дедушка в конце очереди очень расстраивался, что ему товара не хватит. Вика извинилась перед теми, кто стоял впереди, и отдала покупателю почтенного возраста последний килограмм. Люди не возражали, а дедушка тогда написал о ней столько теплых слов! С тех пор Виктория не раз слышала спасибо в свой адрес. С некоторыми из постоянных покупателей у нее даже сложились приятельские отношения. Ее нередко просят сообщить, когда в магазин поступит свежая партия субпродуктов – они здесь самые дешевые в городе.

А в кафетерии, как утверждают гурманы со стажем, продаются самые вкусные пирожные. Песочные, как в советские времена. Тут настрой задает Павел Кузьмич.

Верный выбор

Вся выпечка – продукция местного кондитерского цеха. Он начинает работать с 5 утра. К 8.00, когда кафетерий открывается, свежие «корзиночки», торты, булочки уже красиво выставлены на прилавке. Павел приходит на час раньше, чтобы подготовить витрину. Он и продавец, и бариста в одном лице. По своей инициативе научился варить вкусный эспрессо и капучино, освоил азы латте-арта. Если зайдет грустная девушка, обязательно нарисует для нее на кофейной пенке сердечко, и она непременно улыбнется.

Павел не скрывает: когда выбирал профессию, о призвании не думал. Окончил в родных Осиповичах профессионально-технический колледж по специальности «продавец», потому что учебное заведение было рядом с домом, а работа в торговле считалась престижной. Отношение изменилось, когда решил перераспределиться в столицу.

Сюда, в «Родны кут», молодого специалиста взяли, но с испытательным сроком. Чтобы закрепиться и получить общежитие, нужно было себя зарекомендовать. С энтузиазмом влился в работу. Получилось. Не прошло и года, как Павел повысил квалификацию до 6-го разряда. Но самое важное – понял: он на своем месте. Ему нравится создавать людям хорошее настроение.

Постоянный покупатель Юрий Ковшов приезжает в «Родны кут» за субпродуктами. Говорит, только здесь можно купить их за столь демократичную цену. А для души не преминет выпить в кафетерии чашку чая и пообщаться с молодым приветливым продавцом.

– Вашу любимую? – предупредительно поинтересуется Павел и без лишних слов подаст закуску в слойке под названием «Услада».

А пенсионерка Тамара Михайлов­на часто заходит за пирожными для внучки.

– Как обычно, песочные и «корзиночки»? – с улыбкой уточнит продавец и аккуратно уложит свежие кондитерские изделия в красивую упаковку…

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА