Война в сердце и строчках
К сожалению, прозаик Иван Пташников не стал ни классиком белорусской литературы (официально), ни народным писателем Беларуси. Но, по мнению большинства литературных критиков, по уровню и степени таланта он не уступал признанным писателям. Его произведения были одними из самых читаемых в нашей стране.
Свой путь со второй попытки
Малая родина Ивана Пташникова – деревня Задроздье Плещеницкого (теперь Логойского) района. Он родился 7 октября 1932 года в крестьянской семье. С 1941 года деревня находилась под немецкой оккупацией, и это оказало огромное влияние на творчество будущего писателя.
После школы юноша поступил в Белорусский театральный институт на актерское отделение. Но в итоге остался дома, внезапно разочаровавшись в будущей профессии. Определился с выбором лишь через год (успел поработать в районной газете и учителем начальной школы). На этот раз поступил на отделение журналистики филфака БГУ имени В.И. Ленина, который окончил в 1957 году.
В последующие без малого 40 лет Иван Николаевич работал редактором художественной литературы в Государственном издательстве БССР, редактором отдела прозы журнала «Маладосць», редактором и завотделом прозы журнала «Полымя».
Печататься Иван начал еще в 1952 году: газета «Звязда» опубликовала стихотворение 19-летнего юноши «На полі родным». Через 5 лет вышла его первая повесть «Чачик» («Іллюк Чачык»), а еще через 7 – первая книга: сборник повестей и рассказов «Зерна падают не на камень».
В 27 лет Иван Пташников стал членом Союза писателей БССР и СССР.
Трагедия сестры Хатыни
Тема Великой Отечественной войны, тяжелой народной памяти о ее жертвах занимала особое место в творчестве Ивана Пташникова. Трагедия сожженных вместе с людьми белорусских деревень, таких как Дальва, которая разделила судьбу Хатыни, нашла отражение в его повести «Тартак».
За 10 дней до освобождения Логойщины от немецких оккупантов – 19 июня 1944 года – нацисты согнали в один из домов деревни Дальва 44 человека и сожгли их заживо. В 1973 году на этом месте был создан мемориальный комплекс.
Через много лет Иван Николаевич вспоминал:
«Трагедыю Дальвы 1944 года я сам перажыў, і яна стаяла ў мяне ў памяці да самых апошніх дзён, калі я пісаў аповесць, яна не дае мне супакоіцца і цяпер не дасць, відаць, вечна. Бо таго, што было ў сорак чацвертым, ніколі не апішаш. Гэта быў год, калі фашысты, чуючы сваю гібель, сама горш звярэлі на нашай Плешчаніцкай, Лагойскай і Бягомльскай зямлі, палілі ў агні вёскі з людзьмі. Ад гібелі ратавала людзей зброя, зямля, лес, але ўсіх уберагчы не змагла. Пасля рэгулярных фашысцкіх часцей заставалася на месцы хат чорная зямля, і сухі, жорсткі, як жвір, яшчэ гарачы попел кляваў вочы і сушыў слёзы ў таго, хто аставаўся жыць».
Нельзя не согласиться с мнением одного из самых авторитетных белорусских литературоведов Серафима Андреюка о повести «Тартак»:
«Трагізм вайны ў аповесці «Тартак» Івана Пташнікава паказаны не праз колькасць забітых людзей, знішчаных вёсак, а праз жудасныя карціны душэўных пакут людзей, што воляй лёсу апынуліся паміж двух агнёў і адчуваюць надыход нечага немінучага, жахлівага».
В 1973 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссер Виктор Карпилов экранизировал повесть «Тартак». Сам писатель выступил в качестве автора сценария, сохраняя практически без изменений основную сюжетную канву.
Глубоко правдивые темы
В 1975 году выходит в свет повесть «Найдорф» – о последних днях, даже часах войны, войны партизанской, и первых днях мира на нашей земле. То было время особого драматизма, особой внутренней возбужденности, исключительных жизненных, бытовых и психологических сложностей. Время, связанное с переходом человека, общества в новое состояние, с предчувствием и большим желанием его.
В 1978 году за повесть «Найдорф» Ивану Пташникову присвоена Государственная премия БССР имени Якуба Коласа.
Анализ творческого наследия прозаика свидетельствует о том, что война у Ивана Николаевича своя, пережитая в детстве. Поэтому в его произведениях эта тема раскрывается глубоко и правдиво, обостренно-трагически, эмоционально-напряженно.
По мнению литературоведа Лидии Савик, роман Ивана Пташникова «Мстижи» – одно из наиболее обстоятельных произведений белорусской деревенской прозы 1960–1970 годов. В нем автор акцентирует внимание на раскрытии духовного состояния человека и общества, показывает сильную привязанность уроженца деревни к своим корням, отцовскому дому, родной земле.
В 1968 году по мотивам рассказа Ивана Пташникова «Степан Жихар из Стешиц» снят художественный фильм «Родом отсюда», а в 1989 году – телеспектакль «Олимпиада» по одноименному роману.
Иван Пташников был награжден орденом «Знак Почета» и медалью Франциска Скорины.
Его не стало 28 июля 2016 года, он не дожил до своего 85-летия чуть больше двух месяцев.
Вклад этого уникального прозаика в белорусскую литературу второй половины ХХ – начала ХХI века достоин того, чтобы его имя навсегда оставалось в памяти нашего народа.
Эмануил Иоффе, профессор, доктор исторических наук
Фото из открытых интернет-источников и БЕЛТА