ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
22 августа 2024 / Завтра – в школу!

Химия уроков

Пока дети наслаждаются последними неделями лета, педагоги уже вовсю готовятся к урокам. Это время особенно волнительно для молодых специалистов – тех, кто только начал трудовой путь. Хотя они уже знают, чем удивить школьников. Инновационные приемы, смелые решения и нестандартный подход к учебе. Яркий пример – учитель химии минской гимназии № 146 Артем Кастелей.

На его уроках разрешается пользоваться телефоном, списывать и даже устроить маленький взрыв! Учитель химии столичной гимназии № 146 Артем Кастелей знает, как влюбить в свой предмет даже двоечника.

– Я еще недавно сам был студентом и в курсе, как иногда тяжело и даже страшно может быть во время занятий. Поэтому стараюсь, чтобы на моих уроках всем было интересно, нескучно и понятно. В частности, такую непростую тему, как растворимость газов, могу объяснить на примере газировки, – интригует педагог.

Наш разговор проходит в классе, который больше напоминает лабораторию: здесь полно колб, всевозможных пробирок с разноцветными жидкостями, макеты химических соединений.

– У нас огромное количество наглядных материалов, – перехватывает мой взгляд Артем. – Одно дело, когда я что-то объясню на словах у доски, и совсем другое – если дети сами могут провести эксперимент: перелить, смешать, изменить цвет. Увидеть вживую, как это работает. Так учебный материал усваивается гораздо лучше.

– Каких опытов дети ждут больше всего?

– Конечно, все хотят что-то взорвать! – смеется собеседник. – И мы обязательно это сделаем, когда дойдем до нужной темы. Есть щелочные металлы, которые бурно реагируют с водой, – может произойти хлопок. Но если в других экспериментах я даю ученикам возможность самим провести реакцию, то этот выполню сам. Безопасность превыше всего.

Практическими заданиями уроки, конечно, не ограничиваются. Но теория тоже может быть интересной. Надо только найти подход. Артем утверждает: у современных детей развито клиповое мышление – когда мозг потребляет много разной и короткой информации. Как видео в Тик-Токе. И этим можно пользоваться на уроках: за 45 минут несколько раз менять формы работы и задания.

– Детям очень нравятся викторины, – приводит один из примеров педагог. – Делим класс на команды, и они отвечают на вопросы по пройденным темам. Обычно такие конкурсы устраиваю в конце четверти или года, когда все ученики немного расслаблены. А еще я создал интерактивные курсы: ребята могут выполнять задания на своем телефоне, а я на своем смартфоне – оценивать их прогресс.

Кстати, об отметках. Химия считается одним из самых сложных предметов и дается не всем. Как быть с отстающими?

– Я могу поставить низкий балл, но всегда даю возможность его исправить – подготовить доклад по теме или выполнить определенное задание. Мне важно видеть старание ребенка. Но вообще, всегда говорю ученикам: оценки уйдут, а знания должны остаться, – подчеркивает химик.

Поэтому и к списыванию у педагога особое отношение: подсматриваешь в телефон – услышишь замечание, пользуешься шпаргалкой от руки – сделает вид, что не уличил.

– Если ученик писал «шпору» – значит, готовился, – поясняет Артем. – А вот списать друг у друга на моем уроке точно не выйдет – я могу подготовить контрольную на 30 вариантов!

Новаторство и энтузиазм молодого учителя впечатляют. Возможно, отчасти дело в семейных традициях: в роду Артема шесть поколений педагогов, причем по разным предметам – черчению, ИЗО, географии, биологии. Истории предков удивляют. Например, его прадеды организовали в Чикаго школу белорусской словесности, а мамин дедушка в Москве в 1945-м играл в оркестре на параде Победы!

И странно было узнать, что родня в свое время отговаривала Артема от педагогики.

– Но я еще в старшей школе выбрал эту профессию. Помню, мама сказала, что учителя не стареют – они напитываются детской энергией. Теперь я ее понимаю, – признается собеседник. – Да, в конце рабочего дня чувствую усталость, но всегда нахожу возможность восполнить силы. Ведь в школу нельзя ходить с плохим настроением – дети это чувствуют и могут потерять интерес к уроку.

Напоследок интересуюсь: часто современных подростков ругают. Справедливо ли, на его взгляд?

– Дети – они классные! – заверяет Артем. – Конечно, бывало всякое. В гимназии мне водным пистолетом залили журнал, а в другой школе ребята сорвали со стены огнетушитель – весь коридор был в пене! Но на то они и дети. Глупо подолгу злиться. Зато каждый день идешь на занятия и не знаешь, что тебя ожидает. И от этого работа только интереснее.

Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА