ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
29 сентября 2023 / С праздником!

Химия жизни

Работать над докторской диссертацией по методике обучения химии, передавать свой опыт будущим учителям, преподавать химию в лицее, а главное – воспитывать современных школьников и студентов. Все это удается молодому ученому, доценту кафедры химии и естественно-научного образования Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, кандидату педагогических наук Алексею Белохвостову.

Влюбить в предмет

– Не каждый хороший химик может быть хорошим педагогом, и наоборот, – сразу замечает Алексей. – Для успешности в химической науке принципиально важны наблюдательность, логическое мышление и даже быстрота реакции. А педагогу в первую очередь необходимо быть настоящим гражданином и патриотом, иметь активную жизненную позицию, педагогический такт и любить дело, которому служишь. Идеал учителя – сочетание этих качеств.

Сегодня методики предметного обучения серьезно развиваются. Но важно не отказываться от зарекомендовавших себя педагогических наработок прошлых лет. Например, Алексей считает немалым плюсом советской школы большое внимание к химическому эксперименту (в том числе и занимательным опытам). Сейчас тоже есть демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, но исследования особо подогревают интерес к предмету.

– Исследовательская и проектная деятельность – это большая часть современной методики химии, – отмечает ученый. – Мы готовим к этому и будущих педагогов. У нас есть отдельный курс – проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века. Кстати, на уроках в лицее ВГУ у нас с ребятами рождаются очень любопытные и неожиданные идеи. Например, учащимся оказалось интересно поработать над темой «Из чего сделан iPhone». Мы говорили о полимерах, принципах работы литиевых батарей и так далее. На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность должна пронизывать курс любого учебного предмета.

На факультете помнят и слова Миха­ила Ломоносова. Ученый отмечал, что целью воспитания является формирование человека-патриота, которого отличают высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Большим потенциалом для работы в этом направлении, считают здесь, обладают не только гуманитарные, но и естественнонаучные учебные предметы, в частности химия.

Благодаря специфике содержания, а также разнообразию методов и приемов обучения химия имеет широкие возможности для гражданского и патрио­тического воспитания. Это реализуют, включая в программу материалы об открытиях великих отечественных ученых, поучительные факты из их биографий, говоря о достижениях белорусской науки, истории и современных успехах в различных областях отечественной химической промышленности.

Учить учителя

В современной методике обучения химии Алексей выделяет три тенденции. Среди них профилизация (обучение должно соответствовать интересам школьников и готовить к осознанному выбору будущей профессии), практико-ориентированность и информатизация. Последняя особенно занимает молодого ученого, посвятившего кандидатскую диссертацию проблеме методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации образования.

– В нашем университете есть отличная база для формирования у будущих педагогов соответствующих компетенций – уникальная лаборатория IT–технологий и методов обучения химии, в которой не только готовим будущих профильных учителей, но и работаем с педагогами-практиками и учащимися. Уже 10 лет реализуем спецкурс по подготовке учителей к использованию электронных средств в обучении предмету, – говорит молодой ученый. – Он постоянно совершенствуется, например, сейчас мы учим использованию в преподавании химии виртуальной реальности.

 


Сегодня методики предметного обучения серьезно развиваются. Но важно не отказываться от зарекомендовавших себя педагогических наработок прошлых лет. Например, Алексей Белохвостов считает немалым плюсом советской школы большое внимание к химическому эксперименту.


 

Говоря об инновационных методах, собеседник замечает: они доступны любому заинтересованному учителю. Сегодня большинство белорусских школ оснащены современными химическими кабинетами. А в любом смартфоне имеются приложения, которые также могут быть использованы в обучении.

Тем не менее Алексей Белохвостов с улыбкой цитирует Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Этим принципом и руководствуется коллектив университета.

Сейчас здесь думают о применении в обучении еще и дополненной реальности. Для учителей, абитуриентов, учащихся – всех, кому интересна химия, – регулярно проходят Менделеевские среды. Мероприятия в неформальной форме популяризируют химическую науку и образование. Недавно гостем на одном из них был выпускник факультета середины прошлого века.

В центре методик

– Тема моей докторской диссертации «Непрерывная методическая подготовка учителя химии в условиях информатизации», – говорит ученый. – Эта непрерывность начинается с классов педагогического профиля, где учащиеся осуществляют первые пробы в профессии, далее – обучение в ВГУ имени П.М. Машерова и возможность продолжения образования в магистратуре по теории и методике обучения химии.

Сегодня университет является уникальным центром методики химии. В Витебске работает единственный в стране доктор наук в этой области – профессор Евгений Аршанский – создатель собственной научной школы. И Алексей Белохвостов – далеко не единственный его ученик и последователь.

В Витебском университете создан уникальный центр химического образования. Одно из главных его богатств – библиотека, имеющая редчайшие книги и самые современные издания, а также тематические диссертационные работы. А еще терабайты оцифрованной химической информации. Профессор Аршанский с коллегами собирали ее не один десяток лет.

– Библиотекой активно пользуются студенты, магистранты, аспиранты, учителя и учащиеся. Здесь есть все, что необходимо педагогам, мы делимся с ними накопленным, разрабатываем новые пособия, контрольно-измерительные материалы, рабочие листы, олимпиадные задания, материалы для подготовки к ЦЭ и ЦТ, – перечисляет Алексей.

С 2019 года в университете действует совет по защите кандидатских диссертаций по теории и методике обучения химии. Именно здесь появляются новые кандидаты педагогических наук – люди, которые будут не только развивать методическую науку, но и готовить новые поколения учителей и учащихся для Беларуси.

Станислава МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из архива ВГУ имени П.М. Машерова