Я пишу резюме
Наниматель ищет специалиста. Помимо образования и стажа, его интересует, какие конкретные задачи вы умеете решать, а также чему научились на предыдущем месте работы. Как правильно описать свои профессиональные компетенции и сделать резюме «продающим», поговорили с HR-специалистом, ресечером Ольгой Петелич.
Одна из распространенных ошибок в резюме – человек не различает личные качества и профессиональные компетенции. И пишет избитое: ответственный, пунктуальный, умею находить общий язык с людьми. К сожалению, такой шаблонный подход демонстрирует нанимателю, что соискатель поленился адаптировать свое «профессиональное лицо» под указанную вакансию, а значит, не слишком и заинтересован в работе.
Многие навыки при правильной «упаковке» смогут выгодно выделить ваше резюме.
1. Управленческие компетенции.
Бытует мнение, что навыки руководителя необходимы только начальникам, а остальным ни к чему. Не верьте этому. Решительные, уверенные в себе, умеющие организовывать работу команды, убеждать в своей правоте и при необходимости признавать ошибки специалисты – клад для любой компании. Будет здорово, если вы приведете пример (руководил командой из 6 человек, организовал более 12 конференций).
2. Навыки эффективной коммуникации.
Умение вести переговоры – универсальный навык и понадобится во всех сферах жизни. Сотрудник, у которого хорошо подвешен язык, не только легче адаптируется, но и может помочь в решении задач компании: успокоить недовольного клиента, провести переговоры с заказчиками, организовать выставки и презентации. Если вы обладаете такими навыками, обязательно укажите это в резюме, добавив случаи из практики.
3. Способность обучать других.
В резюме часто можно наткнуться на классическое – «легко обучаем». Так можно сказать обо всех. Откажитесь от этого лишнего пункта, заменив его на навык, приносящий пользу организации, – «легко обучаю других». Такая формулировка вашей компетенции не только продемонстрирует ваш профессионализм и лидерство, но и прицел на командную работу. Каждая организация тратит много временных и финансовых ресурсов на адаптацию и обучение персонала, порой привлекая сторонних коучей. Данный навык выделит вас среди других соискателей и повысит шансы на трудоустройство.
Советы соискателю:
- ♦ Научитесь отличать навыки от личных качеств. Например, «пунктуальность и коммуникабельность» – это субъективные качества, которые невозможно проверить, прочитав резюме. В то время как «наличие 8-летнего опыта в продажах, привлечение более 100 клиентов» – навык.
- ♦ Составляйте резюме для конкретной вакансии. Если наниматель акцентирует внимание на определенных навыках, то для компании важно найти соответствующего сотрудника. Не игнорируйте это условие.
- ♦ Умейте обосновать каждый навык. (Например, не просто «умею работать в режиме многозадачности», а «на протяжении месяца занимался 6 проектами. За это время получены такие-то результаты».) Помните, работодатель хочет видеть, какие проблемы были решены благодаря навыку, какие цели достигнуты.
- ♦ Совмещайте навыки с достижениями. Например, вместо «умею проводить переговоры» напишите «провел(а) 15 встреч, 12 из которых завершились подписанием договора».
- ♦ Не пишите больше 3–4 навыков, сосредоточьтесь на ключевых, которые действительно являются вашими сильными сторонами.
4. Технические и технологические навыки.
Для поддержания конкурентоспособности компании вкладывают много ресурсов в обучение персонала. Изучите, какие навыки представляют наибольшую ценность в вашей отрасли, и обязательно включите их в резюме. Ни в коем случае не составляйте перечень своих технических способностей («умею работать с большим объемом информации» или «знаю много иностранных языков» и т.п.). Укажите список конкретных кейсов, подтверждающих ваши технические навыки, и сертификаты. Кстати, наличие последних свидетельствует о том, что вы стремитесь повысить свою ценность на рынке труда.
5. Умение быстро адаптироваться.
Перемены часто вызывают страх и настороженность. Но если вы способны быть гибким, умеете работать в режиме дедлайна, справляться с кризисными ситуациями, не стесняйтесь указать это в резюме.
Мнение эксперта
Анна СКРИННИК, психолог:
– Наибольшую востребованность на рынке труда имеют специалисты с так называемыми «soft skills» («мягкие навыки»). Они рассматриваются как навыки, приобретенные через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт. Такие соискатели выигрывают в сравнении с теми, у кого сформированы лишь «hard skills» – узкопрофессиональные. Но именно «мягкие навыки» обеспечивают высокий уровень профессиональных достижений.
Характеристиками конкурентоспособности являются потребность быть успешным, уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и умений, способность играть разные социальные роли.
Приобретают вес: конкурентоготовность – наличие мотивов, потребностей и мировоззренческих установок для участия в конкурентной борьбе, а также конкурентоустойчивость – готовность и способность к сохранению, укреплению и приращению своего социально-профессионального статуса в сообществе (это стрессоустойчивость, навыки разрешения конфликтов, принятия ответственности за свои решения).
Сегодня потенциальных сотрудников оценивают в том числе на возможность принимать самостоятельные решения в ситуациях недостатка времени, брать на себя ответственность, заводить и удерживать деловые контакты, эффективно взаимодействовать в команде, успешно доносить свои идеи, управлять собственными ресурсами (саморазвитие и рефлексия) и другое.
Конечно, не все перечисленные навыки могут принадлежать одному человеку. Важно выделить собственные навыки и донести их работодателю от первого лица: «умею…», «владею…», «знаю…», «управляю…», «адаптируюсь…».
Подготовила Ирина ВОЕВОДСКАЯ
Фото из открытых интернет-источников