ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
12 2023
13 марта 2025 / Перезагрузка

Заглянуть в глаза панно

Фельдшер здравпункта филиала «Савушкин продукт» в Березе Алеся Панасевич эксклюзивным мастером себя не считает. Но поклонники таланта убеждены, что созданные ее руками объемные панно волшебны. Они словно живые, в них заложен глубокий смысл.

Порывы творчества

На панно «На этот раз в тишине», кажется, остановилось время. Замерло, чтобы человек мог уделить его себе, приятным воспоминаниям, обретению гармонии и умиротворения.

– Не важно, какая погода за окном, главное, чтобы в душе было тепло и уютно, – уверена мастер из Березы и своим убеждением охотно делится с окружающими.

Затем автор показала панно «Сказка» – теплое и с другим мотивом. Фантастический персонаж охраняет заточенную в замке принцессу. И только отважный принц с любящим сердцем может освободить ее. Работа восхитила необычной техникой исполнения и оригинальной подачей. Впрочем, все они, без преувеличения, необычны, ведь это истории, застывшие в материалах.

Взять хотя бы цикл «Прощай, осень». Сам того не осознавая, проникаешься идеей, воплощенной с помощью красок, спреев, пудры, воспринимая их не как рабочие материалы, а будто нечто одухотворенное. Берешь в руки панно «Природа на ладошке» – и словно видишь, как ветер играет с травой, слышишь жужжание насекомых.

Как этого добиться?

Мастер лаконична – своим душевным порывом.

Бабушкины петли

Алеся с детства была личностью творческой. И все благодаря бабушке, которая помогла подружиться с рукоделием.

– Однажды попросила научить вязать. Бабушка дала в руки крючок и огромный клубок, показала, как вяжутся элементарные петли. Я науку ухватила быстро, хотела продолжения, но бабушка была непреклонна – вязать только это, пока не закончатся нитки. В итоге сплела чуть ли не километровую цепочку из петель, – с улыбкой вспоминает собеседница первые уроки.

Алеся училась в физико-математическом классе, ей не составляло труда взять в руки паяльник и спаять микросхему. К тому же прекрасно владела английским. И все школьные годы находилось время для рукоделия – освоила шитье одежды, вышивку, вязание крючком, спицами и на вилке, изготовление мягкой игрушки. Но потом о творчестве пришлось забыть. После неудачной попытки поступить в колледж всерьез задумалась о будущей профессии.

– Чтобы целый год не сидеть без дела, устроилась санитаркой в здрав­пункт Березовского сыродельного комбината. Присмотрелась к работе медиков, впечатлилась и выбрала для себя Брестское медучилище. А там уже было не до творчества, усиленно училась, – рассказывает Панасевич.

Нарисовать ржавчину

Место творчеству в ее жизни появилось, когда родилась дочь – особенная девочка, которую со временем надо было чем-то занять. Начали с простеньких открыток, правда, они быстро наскучили. И тогда пошел период открыток сложных, с поп-ап конструкциями: открываешь ее, и выдвигается целая композиция.

– Скрапбукинг затянул. Помимо открыток, появились альбомы, шкатулки, коробочки-сокровищницы. В один прекрасный момент созрела мысль попробовать себя в создании объемного панно, где за основу берется деревянный спил, заготовка из фанеры или художественный холст, на котором располагается композиция, – знакомит мастер со своим хобби.

Композиции месяц за месяцем становились все более сложными. Это не просто рисунки. Здесь соседствуют разные техники и технологии, которые Алеся изучала на мастер-классах, в творческих группах или в интернете. Так она стала работать с различными красками, пудрами, спреями, жидким пластиком, научилась создавать тканевые и бумажные цветы. Идеи для них рождаются либо по наитию, либо появляются музы. К примеру, сестра, подруга Сусанна, председатель
профсоюзной организации предприятия Татьяна Тарасевич, модель из Березы Анна Муха и другие.

– Два года назад впервые побывала на курсе талантливого российского мастера Ольги Равенской, и мне это понравилось. Сейчас совершенствуюсь в работе с акриловыми красками у Юлии Тирской, осваиваю стиль стимпанк, хочу научиться рисовать ржавчину. Я стала смелее, появилось совершенно иное понимание процессов создания объемных панно, – собеседница признается, что в ее творческой биографии есть место и работам из эпоксидной смолы (смеется, что нечаянно в нее влипла), занимается и созданием ароматизированных свечей, собирает ежиков.

Жить без творчества у Алеси Панасевич уже не получается. Каждый день наполнен заботой о здоровье людей, а по вечерам и выходным она с головой погружается в волшебный мир объемных панно, который создает, чтобы жизнь стала ярче.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из архива Алеси ПАНАСЕВИЧ