ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
13 мая 2022 / Консультант

Заработать характеристику

Вопросы применения Декрета Президента Республики Беларусь № 6, которым вносятся изменения и дополнения в Декрет № 5 от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», поступили на недавнюю «горячую линию» Витебского обкома профсоюза работников здравоохранения. Она проводилась совместно с областным управлением Департамента госинспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Консультацию провели заместитель начальника Витебского областного управления департамента Венета Синицкая и главный правовой инспектор труда областного комитета профсоюза Алина Королева.

Отвечает заместитель начальника Витебского областного управления Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты Венета СИНИЦКАЯ.

  • – Кто имеет право подписи характеристики, форма которой установлена постановлением Совета Министров № 585, в рамках исполнения п.11 Декрета № 5 Президента Беларуси от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5)?
  • Александр, Полоцк

– Форма характеристики, установленная постановлением правительства № 585, предусматривает подписание характеристики руководителем организации. Согласно ст.1 Трудового кодекса (ТК) уполномоченное должностное лицо нанимателя – руководитель (его заместители) организации (ее обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), иной работник, которым нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, или иное лицо, которому такое право предоставлено законодательством. Таким образом, в случае если законодательством или локальными правовыми актами полномочия руководителя организации на прием на работу и увольнение работников переданы другому должностному лицу организации (например, заместителю руководителя организации, руководителю обособленного структурного подразделения), то полномочия на подписание характеристики также могут быть переданы этому должностному лицу.

Отвечает главный правовой инспектор труда Витебского областного комитета профсоюза работников здравоохранения Алина КОРОЛЁВА.

  • – Работаю инспектором по кадрам в частной медицинской организации. Вправе ли негосударственное учреждение запрашивать характеристику с предыдущего места работы?
  • Екатерина, Орша

– Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом № 5 не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме работника на работу запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (ч.1 п.11 Декрета № 5, ч.3 ст.26 ТК).

  • – Собираюсь сменить работу. Могу ли я сама взять характеристику при увольнении и предоставить ее новому нанимателю?
  • Анна, Витебск

– Работник при увольнении имеет право попросить у нанимателя характеристику. Однако необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением Совета Министров № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя. Следовательно, новый наниматель обязан исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику по установленной форме. При этом в случае необходимости оперативного решения вопроса о трудоустройстве работник может принять участие в передаче запроса и доставке характеристики новому нанимателю.

  • – Уволенный работник через несколько дней снова устроился на работу к тому же нанимателю. Нужна ли в таком случае характеристика при приеме на работу согласно Декрету № 5?
  • Татьяна, Браслав

– Согласно ч.1 п.11 Декрета № 5 запрос предполагает обращение в стороннюю организацию. У себя запрашивать характеристику не требуется.

  • – Как поступить нанимателю, если работник в течение последних 5 лет нигде не работал, а по Декрету № 5 при приеме на работу наниматель обязан запросить характеристику с предыдущего места работы?
  • Марина, Глубокое

– В соответствии с п.11 Декрета № 5 наниматели обязаны запрашивать характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы работника в течение предшествующих 5 лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них. Следовательно, если последние 5 лет работник не работал, то и характеристику на него не у кого запросить.

  • – С предыдущего места работы сотруднику, которого планировало взять на работу наше учреждение, выдали отрицательную характеристику. Является ли полученная отрицательная характеристика основанием для отказа в приеме на работу?
  • Антонина, Орша

– Пунктом 11 Декрета № 5 и ч.3 ст. 26 ТК прямо не предусмотрен отказ в приеме на работу при отрицательной характеристике. То есть принятие окончательного решения о приеме или об отказе в приеме на работу, как и ранее, является исключительным правом нанимателя.

Подготовила Виктория Дашкевич
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА