ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
23 сентября 2022 / С праздником!

Заводская семья

Минскому тракторному заводу пошел 77-й год, а у представителей династии Рябошенко–Чумак общий трудовой стаж на этом предприятии превышает 250 лет. В этом году они победили в отраслевом конкурсе предприятий Минпрома «Трудовая династия-2022». У Сташонок–Войтеховичей с Минского автозавода стаж составляет 277 лет. Мы встретились с этими дружными семьями, чтобы узнать, в чем их секрет заводской преданности.

«МТЗ – это наша вторая семья»

Так в один голос говорят представители семейства Рябошенко–Чумак. Основателем династии является Алексей Рябошенко, который пришел на тракторный завод в 1947 году после окончания Московского финансового института. Его приняли сразу старшим бухгалтером и очень ценили за профессионализм. Тогда работали 6 дней в неделю, а еще восстанавливали разрушенный Минск.

В 1952 году Алексей Михеевич женился на Анне Яковлевне, которая трудилась на Минском заводе специального инструмента и технологической оснастки (сейчас цех МТЗ. – Прим. авт.). Их дочери Дина и Ирина пошли по стопам родных работать на тракторный завод.

Алексей Рябошенко дорос до главного бухгалтера МТЗ, избирался председателем ревизионной комиссии завкома профсоюза. А в середине 1970-х его перевели главным бухгалтером на Владимирский тракторный завод. Семья осталась в Минске. Алексею Михеевичу довелось много поездить между соседними республиками до выхода на заслуженный отдых. Его супруга вышла на пенсию с должности руководителя бюро труда и зарплаты, отдав заводу 38 лет.

Их старшая дочь Дина, ведущий экономист отдела сбыта, трудилась на МТЗ 40 лет. Ее путь на предприятии начинался с работы на машиносчетной станции. У Ирины Рябошенко первая трудовая запись на заводе «распределитель работ», а через год она, как и сестра, стала студенткой вечернего отделения нархоза (теперь БГЭУ. – Прим. авт.). За 38 лет стажа Ирина Алексеевна успела поработать в отделе сбыта, механическом и кузнечном цехах. В настоящее время – ведущий экономист планово-экономического управления МТЗ.

– Разговоры о заводе в моей семье были всегда. С детства посещала праздники вместе с родителями и шествовала в колонне работников МТЗ на 1 мая и 7 ноября, – вспоминает Ирина Рябошенко. – И своего мужа Александра Чумака встретила благодаря предприятию. Мы учились вместе в школе в Тракторозаводском поселке. После армии он устроился, конечно, на завод, где и родители его трудились. Мне очень нравится моя работа, у нас хороший дружный коллектив.

Александр Чумак более 40 лет отработал слесарем-инструментальщиком и мастером в цехе № 5. К сожалению, в этом году его не стало. У супругов есть дочь Наталья, которая тоже связала свою судьбу с МТЗ – она экономист в третьем поколении.

– Завод – это моя судьба. Когда определялась с первым рабочим местом после окончания Белорусского нацио­нального технического университета, на предприятии набирал обороты отдел сбыта и таможенного оформления. Сюда я и устроилась по специальности 18 лет назад, – вспоминает Наталья. – Здесь же встретила свою вторую половинку – супруга Сергея Мычко.

А познакомились мы во время субботника. Свидетелями на свадьбе были наши заводские друзья.

Наталья Мычко работает начальником таможенного склада управления сбыта и таможенного оформления и признается, что душой прикипела к своему делу: «Моя профессия предполагает коммуникабельность. Я много общаюсь с водителями из других стран на английском языке».

Сергей Мычко трудится экономистом управления внешней кооперации (стаж работы – 12 лет) и активно участвует в спортивной жизни предприятия (играет в футбол, дартс, городки и теннис). Семья воспитывает дочь Полину и сына-десятиклассника Павла, который увлекается дизайном и уже задумывается о том, чтобы связать свою судьбу с тракторным заводом.

Родом с автозавода

В 277-летнюю трудовую копилку работы на любимом МАЗе замначальника отдела идеологической работы, социального развития и коммуникаций Ольга Сташонок вложила и свои 25 лет.

– Моя мама Лидия Выскварка в 1973 году пришла работать на завод и встретила здесь папу – Александра Федоровича, молодого специалиста, – рассказывает Ольга Сташонок. – На МАЗе и я познакомилась со своим супругом. У него еще бабушка Клара Белик трудилась рабочей литейного завода с 1977 года. И моя дочь Катя встретила свою половинку на заводском спортивном мероприятии.

Екатерина в 2018 году устроилась экономистом заводского гостиничного комплекса «Алмаз». Сейчас будущий юрист оканчивает Международный университет «МИТСО» и признается, что видит свою профессиональную судьбу только на Минском автозаводе.

Представители династии Сташонок из разных профессиональных сфер. Так, Лидия Выскварка 30 лет работала в детских дошкольных учреждениях автозавода. Через ее руки прошло не одно поколение будущих машиностроителей. В далеком 1971 году Александр Федорович начинал работать токарем, затем стал ведущим инженером управления контроля качества и отдал предприятию более 40 лет.

Зять Артур Войтехович – председатель физкультурно-спортивного клуба и активно приобщает к спорту всю семью. На МАЗе с 2000 года работает его мать Наталья, начальник отдела управления организации труда и зарплаты. «Когда смотрим с нашим маленьким машиностроителем (о внуке. – Прим. авт.) футбол, он говорит, что болеет за папу и за МАЗ. Вот это смена на завод подрастает! – рассказывает Наталья. – Кстати, в одно время на предприятии сразу работали 17 наших родственников. Автозавод – по-настоящему наше семейное дело. Моя работа, например, связана с разработкой положений и документов, которые мотивируют и стимулируют заводчан хорошо трудиться. И мне очень приятно видеть результаты своего труда».

– У нас на заводе все – и родные, и друзья. Конечно, и дома всегда разговоры про завод, – улыбается Ольга Сташонок. – МАЗ идет сквозь всю мою жизнь и дочери. В Минске есть большой выбор рабочих мест, а сердце ведет именно сюда. Сперва я работала секретарем в торговом доме автозавода, затем более 10 лет – в управлении системой менеджмента качества завода и в жилищно-эксплуатационной службе, а теперь в идеологии. По традиции на очередной День машиностроителя соберемся все вместе. Считаю, трудиться на автозаводе – значит не только иметь стабильность, своевременную зарплату, но и возможность развиваться, получить карьерный рост и реализоваться как профессионал.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА