ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
03 июня 2022 / Спортплощадка

Жизнь в борьбе

За профессиональную карьеру Виктор Копылов подготовил ряд титулованных спортсменов, которые прославили гродненскую школу греко-римской борьбы за пределами страны. И хотя он вышел на заслуженный отдых, продолжает делиться опытом. 20 апреля наставник отметил 80-летие.

Второй отец

– Калинковичи, где я родился, небольшой райцентр. Особо заняться было нечем, тем более сразу после войны. И вот в наш городок приехал Михаил Нестерович Доленко. Он был тренером по греко-римской борьбе и начал набирать ребят. Меня пацаны постарше привели в зал борьбы. Хотя зал – это, конечно, громко сказано, скорее, помещение. Занимались на матах, набитых опилками. Условия были спартанские, но мне нравилось – душой вошел в это вид спорта, – делится Виктор Копылов.

Отец собеседника пропал без вести на фронте. Парнишку воспитывала одна мать. Копылов признается, что с ним приходилось непросто, но после того, как пошел на борьбу, от материнского сердца наконец-то отлегло.

– Тренер стал мне как родной отец, – вспоминает Виктор Копылов. – После войны было много сирот, и Михаил Нестерович обо всех нас, пацанах, заботился. Уделял столько времени, сколько было нужно. Иногда и по шее мог дать, но только по делу.

– Вы и сам, как мне кажется, довольно жесткий.

– Греко-римская борьба – это вид спорта, который требует твердости, – убежден собеседник. – Нужно иметь выдержку, чтобы идти к своей цели и показывать результат.

Дорога к мечте

После школы Виктор Копылов, который уже был кандидатом в мастера спорта, хотел и дальше заниматься борьбой, но мать мечтала о том, чтобы сын стал офицером. Парень подал документы в военное училище и… специально «завалил» экзамены. Вернувшись домой, сказал матери, что свое будущее видит в спорте. Год работал учеником слесаря и продолжал тренироваться, а после, как и планировал, поехал в столицу и поступил в высшую школу тренеров при институте физической культуры.

– После учебы меня направили в Борисов, где в ДЮСШ и началась моя тренерская деятельность, – продолжает Виктор Копылов. – Говорят, первый набор – самый сильный. И это в самом деле так. Моя команда выигрывала первенства области, среди юных борцов стали появляться призеры первенства республики, а после – и победители. Во втором наборе были такие звезды, как Уминский-старший, Сахрай (заслуженный тренер Беларуси. – Прим. авт.), Ходасевич. Вместе с подопечными тренер не раз выезжал в другие города на соревнования, в том числе был в Лиде. Команда снова показала хороший результат, и молодым наставником заинтересовались, предложили работу в Гродно. Семьи у Копылова не было, своего жилья в Борисове тоже, а борьба везде оставалась борьбой – в 1972 году собеседник переехал. Вместе с ним отправились некоторые ученики, продолжили тренироваться, и снова пошла череда побед.


За многолетний добросовестный труд в сфере физической культуры и спорта, высокий профессионализм, значительный личный вклад в подготовку спортсменов высокого класса
и в связи с 80-летием Виктор Копылов награжден «Прафсаюзным знакам Пашаны».


– Как в песне поется, «…тренером быть не просто, им нужно хотя бы родиться». Я никогда не оставался равнодушным. Иногда бывала такая ситуация, что борется ученик, а я не замечаю, как сам, подсказывая ему что-то, начинаю выползать на ковер, – вспоминает Виктор Копылов. – Всегда так относился: и когда работал в ДЮСШ с детьми, и когда перешел в школу высшего спортивного мастерства (сегодня областной комплексный центр олимпийского резерва. – Прим. авт.) на работу со взрослыми.

Как-то один из борцов бросил тренировки и уехал к родителям, которые жили в небольшой деревушке на Витебщине. Копылов не выдержал и отправился за подопечным. Добрался из Гродно до Витебска на автобусе, а там стал расспрашивать, на чем можно доехать дальше. Выяснилось, что до самого населенного пункта транспорт не ходит. Нужно ехать до соседней деревни и от нее идти несколько километров пешком. Снег лежит, уже темнеет, но раз решил, значит, решил. Когда тренер постучал в дверь парню, тот потерял дар речи. В Гродно возвращались уже вместе.

Время лучших

За тренерскую карьеру собеседник воспитал десятки спортсменов. О своих учениках Копылов может говорить часами. Среди них и неоднократный чемпион БССР Эдуард Аплевич, и бронзовый призер Олимпийских игр в Атланте Валерий Циленьть, и бронзовый призер чемпионата мира Дмитрий Лисун, которого тренер пригласил в Гродно из родных Калинковичей, и победитель Кубка мира Шамсатдин Аббасов.

– О, Аббасов – талантливейший спортсмен, приемы схватывал на лету, – восхищается тренер. – О нем мне рассказал знакомый, который работал начальником физической подготовки и спорта. Пришел и говорит: «Палыч, у тебя есть желание получить «мухача» (борца сверхлегкого веса. – Прим. авт.)? Служит у меня один парень, вместе с шинелью и сапогами будет килограммов 45». Я заинтересовался, и он свел меня с Аббасовым. Тот, выступая в категории до 48 кг, завоевал не один титул. Никогда не забуду, когда он выиграл чемпионат Советского Союза в Кишиневе – это сложнее, чем победить на чемпионате Европы! Даже такой великий борец, как Маджидов, не стал чемпионом Союза.

За время работы в Гроднен-ской профсоюзной центральной СДЮШОР единоборств Копылов подготовил бронзового призера Кубка мира Ивана Гузова, серебряного призера чемпионата мира среди студентов Илью Лавриновича, а также многократных победителей и призеров чемпионатов и первенств Беларуси. Некоторые воспитанники пошли по стопам Копылова и также стали тренерами. Собеседник с улыбкой вспоминает, как долго убеждал выбрать эту профессию Виталия Мурашко – сегодня тот работает в Гродненской профсоюзной центральной СДЮШОР единоборств, борьбой занимаются его сыновья.

– Я вижу иногда в ребятах то, что они сами не видят. И начинаю их подталкивать, потом, когда втянутся, уже самих не оторвать, – делится Виктор Копылов. – Если бы не не­удачная операция, до сих пор бы остался в СДЮШОР. Даже сейчас, хотя уже несколько лет не работаю, иногда прихожу в зал. Ученики приглашают на соревнования, с удовольствием общаюсь с их участниками и бывшими коллегами. Борьба – это вся моя жизнь.

Елена КАЯЧ, фото автора