ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
25 сентября 2024 / На злобу

«Жук» летит в кювет

Название известной автомобильной марки Volkswagen переводится как «народный автомобиль». Похоже, теперь первое слово уместно будет заменить на «инородный»: руководство намерено закрыть заводы в Германии и перенести производство за рубеж. Что же будет с тысячами сотрудников? Ауфидерзейн! Бак пуст, дальше идите пешком… на все четыре стороны. Уже расторгнуто трудовое соглашение с профсоюзом о сохранении рабочих мест, которое действовало почти 30 лет.

Разворот с откатом

Еще немного, еще чуть-чуть и дотянул бы автогигант до славного юбилея – 90 лет на немецкой земле: первый камень в основание завода был заложен в мае 1938 года. Правда, в конце Второй мировой союзники бомбардировками едва не вернули производственные сооружения на стадию котлована. Но выпуск легковушек в Вольфсбурге все же наладили. Знаменитая модель «Жук» идеально вписалась в концепцию «народного автомобиля», что признали сначала в ФРГ, а потом по всему миру.

В XXI веке концерн «Фольксваген» взобрался на Олимп: получил статус крупнейшего на планете производителя автомобилей, подмял под себя такие марки, как «Ауди», «Бентли», «Ламборгини», «Бугатти», «Порше», «Шкода» (а ведь у каждой из них прежде была своя легендарная история).

И вдруг такая новость. Что не удалось сделать авиации союзников в 1945 году, готовы завершить собственные топ-менеджеры в середине 2020-х: Германия может лишиться заводов «Фольксваген».

Загвоздка лишь в том, что руководство компании в 1994 году подписало с профсоюзом IG Metall соглашение, по которому обязалось не увольнять сотрудников до 2030 года. Впрочем, боссы нашли простой и сокрушительный, как удар бампером, выход из положения – попросту отказались от договоренностей. Теперь рабочие места гарантированы только до конца июня 2025-го.

Для полноты картины воспользуемся статистикой. Разорванное соглашение распространялось примерно на 120 тысяч сотрудников 6 заводов. Если учесть сопутствующие производства, число вырастет почти до 300 тысяч.

Естественно, профсоюзам не понравился маневр с разворотом руководства «Фольксвагена». Глава производственного совета концерна Даниэла Кавалло пообещала, что профсоюз будет бороться за трудовое соглашение: «Мы окажем яростное сопротивление этой исторической атаке на наши рабочие места». Лидер профсоюза IG Metall Торстен Грёгер пошел еще дальше: пригрозил масштабной забастовкой, в которой будет участвовать, по его прогнозу, ни много ни мало полмиллиона человек. Правда, эскалации можно избежать – если вовремя сесть за стол переговоров.

Гонка на ручном тормозе

Как же так вышло, что один из символов немецкой экономики улетел в кювет? Гигантские убытки. Боссы «Фольксвагена» пытались потуже затянуть ремни безопасности – рассчитывали, снижая расходы, сэкономить за два года 10 миллиардов евро. Но хватило шести месяцев, чтобы понять – план невыполним без радикальных мер.

Некоторые считают, что менеджеры и инженеры концерна сами виноваты. Перемудрили. Зря использовали дорогие и сложные компоненты даже на простых моделях. Возросла цена, снизилась доступность. Собственными руками уничтожили концепцию «народного автомобиля». К тому же руководители в Вольфсбурге недооценили потенциал китайского автопрома. Если не так давно машины из КНР были поводом для анекдотов, то сегодня европейские покупатели все чаще отдают им предпочтение.

Другие комментаторы небезосновательно возлагают часть вины на немецкие власти. Отказ от российских энергоресурсов в угоду политической повестке привел к увеличению расходов и себестоимости продукции, а следом – к постепенной потере конкурентоспособности на международном рынке. Это касается не только «Фольксвагена».

А ведь еще два года назад предупреждали канцлера Олафа Шольца и правительство, что вводимые ими санкции вкупе с демонстративным отказом от сотрудничества с Россией могут аукнуться немецкой экономике. Какое-то время власти пытались спрятать проблемы за бравурными отчетами, однако скрывать рецессию становится все сложнее.

Наверное, поэтому в начале сентября Олаф Шольц вдруг разразился гневной речью по поводу диверсии, которая вывела из строя ветки газопровода «Северный поток». (Подумаешь, с момента подрыва прошло всего два года!) Канцлер решительно заявил, что виновные в «преступлении мирового масштаба» будут найдены и наказаны. При этом так яростно жестикулировал за трибуной, что напомнил наиболее известного и самого ужасного руководителя Германии в XX веке. Кстати, тот немецкий политик с усиками Чарли Чаплина принял непосредственное участие в создании первого завода «Фольксвагена» и в его изначальной концептуальной идее.

Вот так в одном ряду оказались «народный автомобиль» и власть. Можно ли их скомпилировать? Вполне. Получится «народная власть». Очень даже в тему. Ведь это не та власть, которая заручается поддержкой большей части народа на выборах в Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце или Шлезвиг-Гольштейне (наверное, только немцы знают, где эти земли находятся). Это власть, которая заботится о благосостоянии своего народа больше, нежели о своем имидже в свете международной повесточки. Рабочие места, зарплаты, пенсии и прочие социальные программы – все они зависят от экономики. Когда об этом забывают, то пытаются возникающие проблемы свалить на обстоятельства, заговоры или ретроградный Меркурий. Но есть простой, житейский пример. Иногда автомобиль ломается на ходу не из-за технических неполадок, а по вине водителя, который машиной управляет.

Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора