ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
23 сентября 2022 / Один день в городе

Легенды старого Дятлово

Небольшому городку Дятлово есть чем удивить туристов. К примеру, орган, установленный в местном католическом храме, является «героем» кинофильма; на центральной площади сохранились «игрушечные» дома ремесленников, а недалеко от райцентра можно увидеть гигантскую земляную «тарелку».

Герб Дятлово представляет собой изображение на голубом поле
варяжского щита на трех зеленых холмах золотых въездных ворот,
на голубом щите которых размещены шестиконечная звезда и месяц
острыми концами вверх золотого цвета. Оконечность – серебряная.

Дома ремесленников

– Во второй половине XIX – начале XX века в Дятлово, как и во многих местечках Гродненщины, проживали в основном евреи. Они чаще всего занимались торговлей и ремеслом. Наиболее успешные предприниматели даже попали на страницы адрес-календаря «Вся Россия: русская книга промышленности, сельского хозяйства и администрации». В частности, славился своим качеством производимый здесь паркет. Им выстлан один из залов Эрмитажа, – рассказывает старший научный сотрудник Дятловского историко-краеведческого музея Елена Абрамчик. – В домах наряду с жилыми помещениями размещались торговые лавки, мастерские, аптеки. Эта застройка конца XIX века частично сохранилась на площади 17 Сентября. Крайний дом слева от угла улицы Кирова – гостиница Рабиновича, одного из самых богатых евреев Дятлово.

Костел Успения Пресвятой Девы Марии

Этот храм первой половины XVII века не раз перестраивали из-за пожаров. Здание сочетает в себе черты ренессанса, раннего барокко и готики. Инициатором возведения каменного костела был владелец города – великий гетман литовский Лев Сапега, а закончил строительство его сын Казимир.

– С храмом связано несколько интересных фактов. По словам местного краеведа Валерия Петрикевича, от костела вел подземный ход к часовне на кладбище. В 1938 году рабочие, заливавшие фундамент под новое здание, обнаружили выход из подземного сооружения. Их начальник дал команду замуровать лаз. Вход и выход заливали раствором на протяжении нескольких дней. Остальные элементы подземного хода были утрачены во время строительства многоэтажек и реконструкции парка, – продолжает экскурсовод.

В костеле Успения Пресвятой Девы Марии захоронены сердца Николая Фаустина Радзивилла (один из владельцев местечка) и его сына Ежи Радзивилла. Подтвердить эту информацию удалось недавно, с началом реставрации храма. При вскрытии колонны, расположенной справа от алтаря, были найдены стеклянные сосуды, хранившиеся в специальной нише.

– В киноленте «Полонез Огинского», снятой в 1971 году на студии «Беларусьфильм», вы можете увидеть костельный орган, – замечает Елена Абрамчик. – В фильме рассказывается о маленьком скрипаче Василии, который в первый день войны остался сиротой. Мальчик скитался по деревням и попал в партизанский отряд. Однажды он прятался в костеле. От немецкого патруля его укрывал органист.

Храм Преображения Господня

Первая церковь в Дятлово была возведена в 1508 году князем Константином Острожским. В результате пожара строение сгорело, и на его месте в начале XVIII века построили деревянный храм в виде корабля, в котором, по утверждению некоторых источников, молился Петр I (русский царь останавливался в Дятлово во время войны со шведами).

– Храм, который мы видим сегодня, построили в XIX веке. В нем хранится одна из главных святынь прихода – икона с мощами старца Амвросия Оптинского. В 1998 году, когда город праздновал 500-летие, в церкви мироточила и благоухала Голгофа, – обращает внимание на интересный факт историк. – Во время Великой Отечественной войны здесь прооперировали партизанского командира Валентина Битько, несмотря на то, что немецкий патруль мог в любой момент заглянуть внутрь. Операцию благословил тогдашний настоятель Иоанн Комар.

Собор святых новомучеников и исповедников Церкви Русской

С именем отца Иоанна Комара связано и начало строительства собора – второго православного храма в Дятлово. Проект собора был разработан еще в 1907 году, но воплотить его в жизнь помешала Первая мировая война. Фундамент заложили только в 1930-е годы. Строить собор отцу Иоанну помогали прихожане и владелица поместья Жуковщина. В 1939 году строительство приостановили. Возобновилось оно только в 1990-е годы. Автором нового проекта собора – в русско-византийском стиле – стал заслуженный архитектор Беларуси, лауреат премии «За духовное возрождение» Леонид Макаревич. Возведение собора завершилось в 2017 году.

Дворец Радзивиллов

Дворец был построен в 1751 году на средства Доминика и Николая Фаустина Радзивиллов на месте деревянно-земляной крепости Константина Острожского, разрушенной шведами. Возводил здание итальянский зодчий Доменико Фонтана. В состав усадебного комплекса входили также хозяйственные постройки и парк.

– После того как Адам Солтан (один из владельцев Дятлово. – Прим. авт.) принял участие в восстании 1830–1831 годов, имение конфисковали. Тогда же был утрачен и его богатый интерьер. В период восстания во дворце размещался военный госпиталь, – рассказывает сотрудник музея. – На рисунке Наполеона Орды 1860 года здание увенчано высокой крышей, но известно, что в 1864 году кровля имела уже плоские скаты.

Во время Великой Отечест­венной во дворце находился немецкий госпиталь. Работавшие там медики были связаны с Ленинской партизанской бригадой. Они передавали медикаменты, перевязочные материалы, инструменты, а затем перешли в партизанский госпиталь.

– На фронтоне главного фасада сохранились лепной герб князей Радзивиллов, портретные горельефы, гирлянды. В послевоенное время в нишах стояли скульптуры. Внешний вид дворца существенно изменили современные прямоугольные окна (раньше они имели форму арки), – продолжает Елена Абрамчик. – Около 7 лет назад здесь еще размещалась районная больница. Сейчас дворец находится на консервации, в 2021 году райисполком выставил здание на аукцион.

Мемориал «Дети лихолетья»

Мемориал посвящен воспитанникам Дятловского детского приюта, погибшим во время оккупации. Он представляет собой две стелы, образующие проход к могилам детей. На одной можно увидеть детские фигурки, прижимающиеся к женщине, на другой – ряд надписей, центральная из которых гласит: «Здесь захоронены более 70 детей из Ленинграда, Прибалтики, Белоруссии, Смоленской, Орловской областей и дети международного пионерского лагеря при санатории «Новоельня», погибшие от голода и эпидемий, замученные фашистскими оккупантами в 1943–1944 гг.». Большинство могил безымянные, поскольку не все дети знали свои фамилии: на надгробных плитах указаны имена и возраст только 14 ребят.

– Мемориальный комплекс открыли в 1988 году, во время встречи бывших воспитанников приюта – ребят из разных уголков Советского Союза, в том числе приехавших перед войной на отдых в Новоельню в международный пионерский лагерь. Их родители были известными деятелями компартий и антифашистского подполья Италии, Германии, Китая и других стран. Они передали своих детей на воспитание в СССР, опасаясь гибели и тюремного заключения.

Памятник Иосифу Филидовичу

– Осенью 1942 года партизаны организовали среди болот Липичанской пущи госпиталь. Раненых туда тайными тропами доставляли Иосиф Филидович и его сын Иван, – рассказывает Елена Абрамчик. – Кто-то выдал их, и гитлеровцы потребовали, чтобы Филидович показал им путь в лагерь. Иосиф Юрьевич согласился и завел отряд карателей (их было около 300 человек) в трясину.

Весной 1943 года партизаны нашли тело Филидовича. Героя похоронили со всеми воинскими почестями и посмертно наградили медалью «За отвагу». Госпиталь существовал до прихода Красной Армии. Медицинскую помощь в нем получили более 500 партизан.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (аг. Дворец)

Первое письменное упоминание о Дворце (крупном местечке в то время) относится к ХV столетию. Елена Абрамчик считает вероятным, что уже тогда здесь действовал православный храм, поскольку хозяином Дворца был Константин Острожский – ревнитель православия. Известно, что после подписания Брестской унии и практически до середины ХІХ века богослужения проводились по греко-католическому обряду. После восстания Калиновского многие храмы были переданы православным. В 1849 году во Дворец прислали священника Константина Качановского. Он хлопотал о переустройстве обветшавшего храма и радел о строительстве нового. Старую деревянную церковь разобрали, материалы перенесли на южную сторону кладбища и возвели часовню (в 1948 году ее сожгли комсомольцы). Первый камень в основание нынешнего храма был заложен и освящен в 1866 году.

Костел Божьего Тела и могила Аполлинарии Протасевич (аг. Дворец)

– В XIX веке царские власти запрещали строить у нас кирпичные костелы, однако жена владельца Дворца Аполлинария Протасевич поехала в Петербург и добилась того, чтобы ей дали разрешение на возведение кирпичного храма. Затем она отправилась к своим дальним родственникам Радзивиллам и взяла у них денег взаймы. Так во Дворце появилось здание костела в необарочном стиле, – замечает Елена Абрамчик.

Сама Аполлинария до того дня не дожила. Ее похоронили на старом католическом кладбище Дворца. На могиле стоит белый мраморный ангел (скульптуру заказал в Неаполе муж Аполлинарии). По местной легенде, на Рождество ангел трижды облетает Дворец, благословляя его.

Городище «Тарелка» (д. Санники)

– Площадка городища расположена на возвышенности и имеет форму круга диаметром 29–32 метра. Археологи установили, что более 1000 лет назад площадка служила местом языческих ритуалов. Существует также легенда, будто «тарелка» когда-то была холмом, на котором стоял христианский храм, однажды провалившийся под землю, – продолжает экскурсовод. – В прошлом году на месте городища проводились раскопки и неподалеку было найдено кладбище XIV–XVI веков. Ученые Института истории НАН Беларуси планируют продолжить полевые исследования. В поисковых работах принимают участие педагоги и учащиеся гимназии № 1 Дятлово (участники школьного лагеря «Юный археолог»).

Поклонные камни (д. Горка)

Камни можно увидеть недалеко от сельского кладбища. Над глыбами, образующими невысокую арку, установлен крест.

– Местные жители считают камни нерукотворными, появившимися еще в дохристианские времена. Другая же легенда гласит, что на этом месте стоял каменный храм и это – вход в него, – информирует Елена Абрамчик. – Старожилы утверждают, что ранее «ворота» были высокими – там мог свободно проехать всадник, а на Юрье здесь даже устраивали соревнования конников. Считается, что камни одаривают крепким здоровьем того, кто пройдет под ними, веря в чудо.

Елена КАЯЧ, фото из открытых интернет-источников