ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI

На крючке у кидалы

Деньги перевел, товар не получил: как не стать жертвой интернет-мошенников.

По информации УВД Брестского облисполкома, в нынешнем году киберпреступлений зарегистрировано почти в 2 раза меньше по сравнению с 2021-м: 459 против 859. И все же мошенники, «работающие» в сфере высоких технологий, не дремлют. Наш корреспондент убедилась в этом на собственном опыте.

Весной на Брестчине возбудили сразу несколько уголовных дел по фактам мошенничества в интернете. Люди предварительно оплачивали товар, но не получали его. Только в мае доверчивые покупатели перевели злоумышленникам более 25 тыс. рублей (большинство заказывали садовую мебель).

Нередко местом совершения онлайн-преступлений становятся популярные площадки объявлений.

Как это работает

– Ну и лох же я! – воскликнул мой знакомый юрист с 30-летним стажем, рассказывая о том, как попался на крючок мошенников, решив продать ненужные запчасти.

Разместил объявление и сразу получил сообщение от некоего Игоря, готового приобрести товар оптом. Правда, приехать сам он не мог, поэтому предложил воспользоваться услугой доставки: дескать, запчасти заберет курьер, а деньги придут на карту.

– Был бы я более продвинутым пользователем, не дал бы втянуть себя в аван­тюру, – заметил приятель. – А так согласился на доставку. «Покупатель» быстро сбросил ссылку с подтверждением, что с его счета списана необходимая сумма.

Продавца, к сожалению, не насторожила скорость, с которой была произведена оплата. Он перешел по присланной ссылке, ввел по запросу информацию о себе, данные своей банковской карты и… потерял свои деньги.

Кроссовки как приманка

Решила и я испытать на себе эту схему «развода». Разместила несколько объявлений о продаже платья, костюма, вышедшего из моды плаща и начала ждать. Потом сообразила, что на такой товар мошенник вряд ли поведется, и забросила информацию о продаже новых фирменных кроссовок мужа. И что вы думаете?! В течение получаса мне пришло сообщение от незнакомца по имени Артем: «Готов забрать товар курьером куфара» (орфография сохранена). За ним – ссылка. Перейдя по ней, я попала на «левый» сайт торговой площадки. Мой умный телефон запротестовал и предупредил, что cайт – мошеннический. Артем же старался вовсю – сразу прислал информацию о том, как работает доставка интернет-ресурса. «Все очень удобно», – убеждал он. И я согласилась, но, правда, не удержалась: спросила, почему номер у него не белорусский, ведь доставка работает только на территории нашей страны. «Номер зарегистрирован в Эстонии, я там работаю, но сейчас нахожусь дома», – разъяснил «покупатель». «Тогда почему бы вам не приехать и не примерить кроссовки?» – задала я еще один вопрос.

Ответ был следующим: «Ценю свое время и пользуюсь современными технологиями».

Через 10 минут появилось сообщение о списании со счета Артема 100 рублей за кроссовки. Далее мне предстояло указать данные своей банковской карты. И я решила показать характер – написала, что не доверяю сайту, на который предлагается перейти. Артем встревожился: «Я ведь уже оплатил! Чего вы боитесь? «Куфар-доставкой» пользуются тысячи людей. Услуга работает с 2019 года, и если бы была ненадежной, ее давно бы отменили».

В итоге я соглашаюсь на условия незнакомца и ввожу запрашиваемую информацию, прекрасно осознавая, что, скорее всего, потеряю имеющиеся на счете 50 рублей. Надежда, правда, не покидает меня – вдруг все получится? Может, я просто плохо думаю о людях, и мне придется извиниться перед настоящим покупателем за то, что кроссовки не продаю, а ставлю эксперимент. Однако пока размышляю, приходит SMS о том, что… деньги с моего счета списаны.

«Артем, так вы же преступник! – пишу незнакомцу. – Вы меня обманули!»

«Совсем нет. Просто ваш счет заблокировали. Чтобы его разморозить, придется совершить кое-какие действия», – прилетел «обнадеживающий» ответ.

Действительно, через пару минут пришло еще одно сообщение с просьбой положить на свой счет 110 рублей – с целью разблокировать его.

Мошенник, таким образом, увидел, что завладел небольшой суммой, и решил «разводить» дальше. Я ответила категоричным «нет». И тут он сорвался – начал мне названивать. Не получив обратной связи, незнакомец прислал голосовое сообщение, в котором выразил недовольство результатом своей «работы» и одновременно поблагодарил меня «за сотрудничество», пожелав иметь на счетах более солидные суммы денег.

Несмотря на то, что я осознанно шла на эксперимент, осадок после совершения такой «сделки» у меня остался. К тому же мне пришлось в спешном порядке блокировать и менять банковскую карточку.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников