ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
05 августа 2022 / Беларусь фабричная

Артели и гиганты

Развитие легпрома в Витебске – отдельная страничка истории города над Двиной. Об уникальных предприятиях наш корреспондент узнала из архивных документов и материалов фабричных музеев.

В дореволюционный период большинство витебских предприятий представляли собой кустарное или полукустарное производство. В 1904 году в городе насчитывалось порядка 65 мелких фабрик. При этом страна тогда была преимущественно аграрной. В таких условиях ускорить темпы развития экономики виделось возможным за счет легкой промышленности, особенность которой в быстрой окупаемости, транспортабельном сырье и технологиях, позволяющих менять ассортимент при необходимости. Так в Витебске появились промышленные гиганты. Некоторые из них выпускают продукцию по сей день.

Реклама от Маяковского

Первое предприятие легкой промышленности – кожевенный завод Грановского – открылось в Витебске в 1777 году. Располагалось оно на набережной в районе Задвинья. Из памятной книжки Витебской губернии известно, что на заводе в середине XIX века выделывали 420 кож в год на сумму 600 рублей. Трудились там 3 человека, а вся продукция продавалась в городе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона содержит информацию о том, что «фабрик и заводов в городе в 1887 г. было 43 с оборотом в 150167 руб. и 137 рабочими. Больше всего было кожевенных заводов – 10, с оборотом в 45500 р.».

Гражданская война вынудила перестроить экономику под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Чтобы подорвать экономическую мощь буржуазии, промышленность национализировали, частную торговлю запретили. В 1922 году в губернии ощущалась острая нехватка обуви, и специальная комиссия Витебского Кожтреста решила создать на базе национализированных частных мастерских механическую обувную фабрику. За комплект натяжных машин, приобретенный в Германии, заплатили 3 тыс. золотых рублей.

На протяжении полугода московский инженер Карл Конгер устанавливал машины и обучал рабочих. 10 июня 1923 года открылась Витебская обувная фабрика. Ей присвоили имя активиста еврейской рабочей партии Бунд Гирши Леккерта. К слову, большинство работников предприятия (72%) тоже были евреями.

В течение первых лет количество работников на производстве увеличилось с 37 человек до 123. В 1927 году на предприятии завершилась реконструкция и оно стало выпускать 2,5 тыс. пар обуви в день. Еще через два года фабрика вновь «приросла» рабочими – за счет трудовых коллективов других обувных производств города («Самохода» и «Реккоола»). В 1930 году здесь выпустили 904 тыс. пар обуви (в основном женской).

В 1938 году фабрика получила название «Красный Октябрь». В годы войны ее эвакуировали в город Кунгур Молотовской области (сегодня – Пермский край. – Прим. авт.). После возвращения из эвакуации производство было восстановлено. В 2008 году государственную долю ОАО «Красный Октябрь» выкупил холдинг «Марко».

Обувь, произведенная на фабрике, до войны поставлялась примерно в 50 городов СССР. В самом Витебске можно было приобрести и продукцию других предприятий. В частности, изделия Государственного резинового треста в 1920-е годы рекламировались в местной газете. Кандидат исторических наук Галина Яковлева приводит в своей статье следующую информацию. В феврале 1924 года витебский склад Государственного треста резиновой промышленности доводил до сведения заводоуправлений и фабрично-заводских комитетов, что рабочим «на льготных условиях с рассрочкой платежей до 3-х месяцев» под гарантии заводоуправлений отпускались галоши. В качестве иллюстрации рекламодатели использовали фрагмент рекламы женских галош Резинотреста авторства Владимира Маяковского и Александра Родченко.

Чулки из Витебска

Первая в республике чулочно-трикотажная фабрика – имени Клары Цеткин – была создана в Витебске по инициативе рабочих на базе артели «8 Марта» в 1919 году. На 36 ручных вязальных машинах предприятия трудились 54 рабочих.

В 1927 году к фабрике пристроили еще один корпус. Спустя год установили 320 автоматов, но спрос на трикотажные изделия удовлетворить не получалось. Согласно архивным документам на одного белоруса приходилось по 0,2 пары чулок и 0,02 штуки белья в год (в 42,5 раза и в 150 раз соответственно меньше, чем в США). Расширять производство возможности не было, так как размещалось оно на небольшой территории в центре города. Поэтому швейную и чулочно-трикотажную фабрику включили в число строительных гигантов первой пятилетки СССР.

При этом фабрику имени Клары Цеткин не ликвидировали: после реконструкции 1937 года ее перевели на выпуск трикотажного полотна. Трикотажный цех, где более 2 тыс. рабочих ежедневно производили 1600 килограммов полотна, был самым крупным в Союзе. В июле 1941 года предприятие эвакуировали в город Мелекесс Куйбышевской области, после войны его не восстанавливали.

Решение о строительстве нового трикотажного производства в Витебске Президиум ВСНХ БССР принял 9 июля 1927 года. В мае 1929-го на пустыре в районе Марковщины началось возведение первого корпуса. Все трудоемкие работы выполнялись вручную: котлованы копали лопатами, строительные материалы подвозили на лошадях, на второй и третий этаж рабочие поднимали их на своих плечах. И все же сроки были соблюдены, и 7 сентября 1931 года открылась Витебская государственная чулочно-трикотажная фабрика имени КИМ – первое в СССР предприятие с отечественным чулочно-носочным оборудованием. Показатели 57 млн. пар чулочно-носочных изделий и 16 млн. штук белья в год сделали ее второй по мощности в Советском Союзе после ленинградской чулочно-трикотажной фабрики «Красное Знамя».

На свои силы рассчитывали и при подготовке кадров: первый выпуск школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) фабрики им. КИМ (около 100 рабочих) состоялся в 1933 году. Год спустя на КИМе и на фабрике имени Клары Цеткин уже было трудоустроено 280 квалифицированных вязальщиц, насадчиц, кеттельщиц, оверлочниц, а также представителей младшего технического персонала. В 1935 году выпускников школы ФЗУ оказалось еще вдвое больше. В этом же году они заняли 3-е место в IV Всесоюзном соревновании школ ФЗУ имени Х съезда ВЛКСМ, получили Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ и денежную премию от Наркомата легкой промышленности СССР в размере 15 тыс. рублей.

В 1933 году 60% коллектива фабрик составляла молодежь. На предприятиях создавались все условия для профессионального роста. Например, бывшая воспитанница детского дома Лена Норкина освоила профессию кеттельщицы прямо на фабрике им. КИМ под руководством опытных работниц. Норкина стала ударницей, вступила в ряды комсомола, участвовала в VI Всемирном конгрессе Коминтерна молодежи, ее избирали депутатом Верховного Совета БССР. Она увлеклась парашютным спортом и была известна в городе как первая девушка-парашютистка.

В октябре 1934 года из 4522 рабочих фабрики технической учебой были охвачены 2409 человек. Благодаря изобретателям и рационализаторам удалось увеличить скорость работы машин, что помогло расширить ассортимент выпускаемой продукции. В начале 1936 года на фабрике насчитывалось более 1000 стахановцев, почти каждый четвертый становился новатором производства. Накануне войны здесь выпускали 92% чулочно-носочных изделий и 78% белья, производимого белорусской трикотажной промышленностью.

В начале войны фабрику эвакуировали в Ульяновск. В Витебске ее работа была возобновлена в 1945 году, в 2019-м гигант легпрома ликвидировали постановлением экономического суда.

Знамя индустриализации

На улице Канатной в 1922–1941 годах работала швейная фабрика «Профинтерн» (в период эвакуации она объединилась с гомельской швейной фабрикой «Коминтерн». – Прим. авт.). К 1928 году там трудилось 2 тыс. человек. Однако техническое оснащение оставляло желать лучшего: помещения были тесными, темными, утюги нагревали углем, а продукция имела низкое качество. Избыток женских рабочих рук стал дополнительным аргументом в пользу расширения производства, и Президиум ВСНХ БССР принял решение вести «пабудову фабрыкі з такім разлікам, каб скончыць яе да кастрычніка 1929 г.».

На строительство фабрики «Знамя индустриализации» приехала рабочая молодежь из Харькова, Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Киева. Строители трудились ударно, но ввести предприятие в эксплуатацию удалось только 8 ноября 1930 года.

На первых порах давала о себе знать нехватка квалифицированных кадров, в первую очередь – слесарей-ремонтников. 26 специалистов подготовили преподаватели Ленинградского института легкой промышленности. Они приехали в Витебск и на месте организовали обучение молодежи. Швей готовили в школе рабочей молодежи, которая находилась в отдельном здании через дорогу от нового предприятия. Желающих пополнить ряды работников было немало: на проходной даже организовали запись для них. К 1935 году на фабрике трудилось 5 тыс. человек.

Изначально крупнейшее предприятие швейной промышленности БССР специализировалось на мужских костюмах, брюках и пальто. За 5 лет его ассортимент расширился с 5 до 42 моделей. На фабрике работала и Надежда Осташко – первая комсомолка БССР, награжденная орденом Ленина.

В 1941 году производство эвакуировали в Саратов, после войны оно вернулось в родной город. Работники предприятия под руководством директора Марии Маценко помогали отстраивать корпуса. Были возведены и дополнительные объекты: водокачка, гараж. Фабрика действует и сегодня.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников и архивов музеев предприятий