ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
20 номер
08 декабря / Земляки

Философ из соседнего двора

Сальвадором Дали и Философом называют жители деревни Вистычи Брестского района своего односельчанина – резчика по дереву Александра Лазерко. Себя скульптор считает не совсем земным человеком. Его работы можно увидеть на выставках, они также хранятся в частных коллекциях, в том числе за рубежом.

Мастер работает с мореным дубом. Создавая свои скульптуры, он прислушивается к подсказкам, которые дает материал. Дерево, убежден Александр, само диктует форму будущего творения. Вот, например, работа «Виолончель». Музыкальный инструмент изображен в образе женщины – возвышенной, тонкой натуры. А вот «Виолончелистка». Она играет на… человеческом позвоночнике.

Подхожу еще к одной работе. Нечто очень хрупкое стоит на деревянной колоде, и в это нечто вбит огромный ржавый гвоздь. Оказывается, это «Терпение».

– А вот «Брыдкае качаня». Да, птенец сейчас некрасив, но это не приговор. Посмотрите, за спиной у него крылья в виде человеческих рук, – продолжает знакомить со своими скульптурами мастер.

У следующей работы нет названия, но ее суть понятна и так. Женщина с кувшином на месте головы склонилась над такой же фигурой, только меньшего размера: мать передает свои знания и опыт ребенку.

Александр Лазерко родился в Борисове. Говорит, его предки были мятежниками, участвовали в восстаниях, постоянно что-то искали в жизни. Искал и Саша. Так он оказался в изостудии, где влюбился в скульптуру. Родительский дом находился рядом с Борисовским художественным комбинатом (работники этого предприятия создавали костюмы для «Песняров» и ткали гобелены для Кремля. – Прим. авт.), и мальчик брал там глину для лепки. В 1979 году Александр поступил в Бобруйское художественное училище, но проучился лишь год. Мятущейся душе хотелось чего-то нового. Парень не раз шел на поводу у своего непростого характера. К примеру, однажды у него заказали для одного из музеев скульптуру Антона Трусова – революционера-народника, уроженца Борисова. Мастер взялся за работу, а потом неожиданно сорвался с места и уехал на заработки на Север.

Спонтанно он переехал и в Вистычи – сменил место жительства ради любимой девушки. Впрочем, о том выборе скульптор ни разу не пожалел.

– Понимаю, как ей со мной сложно, ведь в быту я бесполезен – деньги зарабатывать не умею, однако ни разу не слышал от жены упреков. И за это я очень благодарен Елене, – признается герой материала.

Стоит отдать должное мастеру – он пытался стать человеком земным. Когда переехал в деревню, построил дом, купил корову. Но окунуться с головой в сельские хлопоты Александру так и не удалось. Как-то в электричке по дороге в Борисов он встретил руководителя изостудии Наталью Гончарову, которая разглядела когда-то в нем талант. Александр решил похвастать своими достижениями – мол, живу, как все. А Гончарова, выслушав бывшего ученика, посмотрела на него с грустью и ответила: «Да-а-а, далеко ты ушел…» И больше ни слова. Александр все понял.

И спустя некоторое время в Вистычском Доме культуры по­явилась изостудия. В 1995 году ей присвоили звание образцовой. Александр Лазерко по сей день обучает местных ребят изобразительному искусству. В 1999 году в Брестском областном общественно-культурном центре прошла первая персональная выставка скульптора. С тех пор их было немало.

– Но самой памятной для меня остается выставка 2013 года, которую организовали во дворе нашего с женой дома в Вистычах. Я беспокоился: кто поедет на село, чтобы увидеть странные работы по дереву? Думал, человек 10 соберется, а приехали более 100. Звучала музыка, народ восхищался, а я переживал, что опять подвел Елену – она ведь готовилась принять максимум 15 гостей, – с улыбкой вспоминает мастер, который, помимо скульптуры, увлекается графикой и пишет стихи.

Галина СТРОЦКАЯ, фото автора