ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
02 ноября 2023 / Земляки

Изящность гипсовых цветов

В Белыничах художника-декоратора Олега Ковалева считают настоящим чародеем: обычные шпатели и стамески в его руках становятся инструментами для создания произведений искусства. В творческом процессе используются сухие строительные смеси, поэтому срок годности объемных декоров не ограничен. Барельеф способен исчезнуть только вместе с самим зданием.

– Прожилки на листьях папоротника, капельки росы на лепестках розы, отблеск луж на асфальте в городском парке – стараюсь максимально детализировать изображение, – признается художник-декоратор. – Чтобы достичь такого эффекта, играю с текстурой, ювелирно ее «вытачиваю». Мне часто удается перенести на стену сюжет, вдохновленный самой природой. Техника художественной лепки из гипса помогает запечатлеть ее в первозданном виде, как на «каменной фотографии».

Любуясь пейзажами и выращивая на приусадебном участке декоративные тысячелистники, Ковалев впервые решил отойти от плоского изображения к объемному. Вначале возникает призрачный образ будущего творения – карандашный набросок, затем с помощью гипса он приобретает «выпуклые» контуры. Далее полость рисунка заполняется предварительно приготовленной смесью. Объем декора, по словам мастера, следует наращивать поэтапно: каждый из слоев раствора обязательно должен просохнуть – поэтому на одну такую работу уходит много времени. На стену в 3–4 квадратных метра Олег может потратить больше месяца.

Душа природы и золотые горы

Поиску своего дела предшествовала учеба в Могилевском государственном колледже искусств, где Ковалев изучал керамику, лозоплетение. Затем набирался знаний в Белорусском университете культуры и искусств. Это стало хорошей базой для дальнейших креативных экспериментов. Чего только не приходилось выделывать будущему декоратору за это время – от резьбы по дереву до вышивки гобеленов. Кстати, к воплощению собственных идей подтолкнула чужая работа на одной из столичных выставок. Там Олег впервые увидел картину в технике терра – шпатлевка в сочетании с флористикой заставила буквально замереть от восторга.

– Для такого объемного коллажа мастер использовал природные материалы – шишки, листья, камушки, ракушки, – вспоминает собеседник. – Я переработал это решение для себя и создал серию гипсовых барельефов с лилиями, розами, ирисами. Душа цветов, которую пришлось отображать, мне близка и хорошо знакома, ведь ранее приходилось работать с сухоцветами.

Сегодня в коллекции творческих проектов мастера – персональная выставка в районном художественном музее имени Бялыницкого-Бирули и звание финалиста республиканского конкурса мастеров-декораторов «Золотая кельма» (2022 год).

Венеция в доме

Даже помещение Светиловичского сельского Дома ремесел, которым Олег Ковалев заведовал несколько лет, он стилизовал под деревенскую избу. В тему пришлись и экспонаты интерьера: старинная белорусская утварь, произведения народного творчества, среди которых гармонично расположились и его собственные «живые картины». В такой почти сказочной атмосфере мастер учил сельских мальчишек и девчонок делать гипсовые панно и лепить из глины.

– Идеальные для меня барельефы – белые, – делится Олег. – Именно на них лучше всего видна игра света и тени. Иногда тонирую в оттенки серого, коричневого, зеленого. И все-таки я больше реалист, чем фантаст. Однако берусь и за абстракции, могу все – хоть золотые горы, но цветущие сады, где виден каждый листочек, – одно из любимейших направлений. Либо городские мотивы: лавочки, фонари, осенняя листва под ногами гуляющей в обнимку влюбленной парочки – такие сюжеты и смотрятся чудесно, и работать над ними сплошное удовольствие.

Украсил художник и собственный дом – на стене шириной 4 метра создал свой кусочек Венеции. На барельефе меж каменных домов плещут водами каналы старинного итальянского города, по ним неспешно плывут прогулочные гондолы. Ощущение такое, будто сделаешь шаг вперед – и окажешься в самом необычном и романтичном месте на планете.

Люди говорят, что многие произведения Олега Ковалева достойно смотрелись бы и в музее. Создает он их исключительно вручную, автоматизация, по мнению художника, не даст нужного результата.

– Прекрасно то, что несовершенно, – уверяет Олег Ковалев. – Мне нравится создавать единство между стеной и гипсовым украшением. Словно цветы и прочие растения стали частью помещения, прижились навсегда и органично существуют. Как в природе не бывает двух одинаковых цветков, так не может быть и «штампованного» букета на стене. Каждая работа – эксклюзив. Скопировать ее точь-в-точь вряд ли удастся. Да и ни к чему это – пусть у каждого будет свой неповторимый барельеф.

Виктория БОНДАРЧИК
Фото из архива Олега КОВАЛЕВА