ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
15 апреля 2022 / На злобу дня

Кто сеет санкции, пожинает пыль

Адепты санкций уже покусились на балалайки. А вот с удобрениями вышел «самострел».

Практически у всех дома на кухне хранится пакет с пакетами. Причем его запас неиссякаем. На политической кухне коллективного Запада есть нечто подобное: пакет с пакетами санкций. Им тоже нет числа. В основном они предназначены для России, но и Беларуси, как ее союзнице, достается порция запретов и ограничений. Кажется, всё уже разложили по «пакетам» – от отдельных наименований товаров до целых отраслей экономики. Однако кое в чем санкции неприемлемы даже для их авторов. Не в последнюю очередь это касается удобрений.

Что ж ты, Байден, сдал назад?

Еще в начале марта сообщалось, что мировой антирекорд по количеству наложенных санкций теперь за Россией – их больше, чем у Сирии, Северной Кореи, Венесуэлы и Кубы, вместе взятых (а эти страны находятся в опале годами). Дальше – хуже. На днях российский премьер заявил, что в 2022 году против РФ введено свыше 6 тыс. санкций (британская корпорация ВВС насчитала на тысячу больше). Под ограничения подпали банковская и финансовая, авиационная и военная, судо- и машиностроительная, энергетическая и транспортная отрасли экономики. В черном списке более 900 россиян. Адепты санкций дотянулись даже до отдельных товаров: за чрезмерную «русскость» под запрет попали водка и икра (по поводу балалаек и матрешек официальной информации не поступало).

На следующий день после начала российско-украинского конфликта президент США Джо Байден заявил, что в отношении России действуют самые тяжелые в мировой истории «карающие санкции», однако будут введены новые (некоторые СМИ перевели фразу пугающе двусмысленно – «карательные санкции»). Давление и вправду нарастало, но… Как-то втихаря, стараясь не привлекать особого внимания, Соединенные Штаты вывели из-под санкций российские удобрения – перенесли их в разряд «жизненно необходимых продуктов и товаров» и тем самым одобрили импорт. С чего вдруг?

Цена слепой принципиальности

Известная по вестернам сцена: когда посетители салуна начинают хаотично, практически не глядя, стрелять друг в друга. Выглядит эффектно, но у беспорядочной стрельбы есть коварный нюанс – рикошет. Пиф-паф, ой-ёй-ёй, подстрелил себя ковбой. Что-то похожее произошло с санкционным залпом США: к вящему собственному сожалению, Штаты вдруг осознали «самострел» – из-за санкций возник дефицит удобрений, затем произошло их удорожание, а следом поползли вверх цены на продовольствие. Американскому электорату это крайне не понравилось.

Второй «санкционный ковбой» – Евросоюз – тоже прочувствовал на себе собственную пулю. В разгар экономической пальбы резко подорожала еда даже в благополучных странах – участницах ЕС. На столько, что власти Франции озаботились введением продуктовых чеков для малоимущих. Кто застал талоны в 1990-х, понимает серьезность ситуации.

Тем временем фермеры по обе стороны Атлантики стращают: это только начало. Нынешняя посевная идет через пень-колоду: удобрения или слишком дорогие, или их не хватает. Так что за урожай и грядущие цены на рынке продовольствия никто не ручается.

Хочется, да колется

Принятый на прошлой неделе пятый пакет санкций ЕС готовился в Брюсселе с шумом-гамом политических дебатов (даже пришлось на день перенести оглашение результатов). В итоге грузовым автоперевозчикам из России и Беларуси запретили въезд в Европу, для российских судов закрыли европейские порты. Еще на стадии обсуждений агентство Bloomberg поспешило сообщить, что ЕС собирается ограничить и ввоз калийных удобрений. Даже если были такие слухи, то в окончательном варианте санкций об этом ни слова.

А куда деваться? На долю Беларуси и России приходится около 40% мирового экспорта калия. Грубо говоря, почти половина! Канадцы и немцы пообещали, поднатужась, закрыть часть поставок своими силами. Но лишь на отдельных рынках и в скромных объемах. В масштабах мирового спроса их энтузиазм – попытка потушить лесной пожар из водного пистолета.

Реальной замены белорусско-российскому калию нет и не предвидится. Вдобавок Россия в прошлом году стала крупнейшим в мире экспортером комплексных удобрений NPK, мочевины, аммиака, азотных растворов и аммиачной селитры – проще говоря, важный поставщик как самих удобрений, так и сырья для них.

Заводы под газом

Казалось бы, в сложившихся обстоятельствах европейские производители удобрений должны перейти на круглосуточный режим работы, но не тут-то было. Часть предприятий (в Италии, Франции, Венгрии, Литве и других странах), наоборот, вынуждены приостановить конвейер. Проблему им обеспечили европолитики, которые с прошлого года педалировали тему цен на газ, а в итоге стоимость «голубого топлива» взлетела до небес. И тогда вмешались законы рыночной экономики: если дело теряет выгоду, то лучше вообще не работать.

Во-первых, газ необходим для производства аммиака, который входит в состав азотных удобрений. Больше затраты – выше себестоимость продукта и цена на выходе, зато ниже конкурентоспособность на рынке.

Во-вторых, газ используется при выработке электроэнергии – для некоторых заводов тарифы «потяжелели» настолько критично, что продолжение производства стало сродни финансовому самоубийству.

В результате сложилась патовая ситуация: одним мешают торговать, другие сами не хотят производить, а удобрения на мировом рынке только за март подорожали на 30–50%.

Школа экстремального вождения

Санкции вредят не только прямыми запретами. Произ-водителям могут поставить подножку исподтишка – через логистику, ломая привычные маршруты поставок. Это особенно хорошо видно на примере белорусского флагмана «Беларуськалия», в экспортном списке которого более 130 стран. Евросоюз еще в прошлом году ввел ограничения на часть солигорской продукции, но они не коснулись основного экспорта. Куда серьезнее по последствиям стала выходка властей Литвы, запретивших с февраля транзит грузов по своей территории и закрывших доступ в порт Клайпеды.

Оптимисты воскликнут: «Обойдемся без Клайпеды – ведь не единственный морской порт!» Экономисты возразят: не всё так просто. И не так быстро. Давайте представим товарный поезд с калийными удобрениями, который весит 5000 тонн. Тормозной путь такого состава может достигать двух километров: машинисту хоть с бубном пляши – сила инерции необратима. А если не 5 тысяч, а 11–12 миллионов тонн, и против вас законы не физики, а рынка? Одномоментно такие объемы не поставишь на новые рельсы.

Сейчас белорусский экспорт перенаправляют в российские порты, ведется работа по отправке калийных удобрений поездами в Китай. Как отметил глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, «обстановка непростая, но не критичная». Решается вопрос и с рынками сбыта. Премьер-министр Роман Головченко на прошлой неделе сообщил, что белорусские азотные и комплексные удобрения прошли ускоренную сертификацию в России: «Буквально за несколько месяцев вместо нескольких лет». Поэтому основные экспортные объемы Гомельского химического завода будут переориентированы на российский рынок, а «Гродно-Азот» готов начать полноценные поставки уже в июне.

Третий всадник апокалипсиса

Катавасия с удобрениями далека от завершения, хотя уже сейчас очевидно, что это глупая затея. Но что поделаешь, если головы ответственных за решения забиты брюссельской капустой? На волне санкций европейские политики принялись соревноваться в наиболее абсурдных советах. Ради победы «свободы и демократии» один предлагает жителям ЕС есть меньше мяса, второй – отключать в домах отопление и укутываться в теплую одежду, третий – реже мыться. Лишь бы избежать энергозависимости от России.

Раз пошла такая пляска, а не махнуть ли рукой на удобрения, не вспомнить ли старые дедовские способы – когда без всякой «химии» обходились? Можно, конечно. Заодно экологов порадуете. Вот только урожайность, по оценкам экспертов, без необходимых удобрений упадет на 20–30%. Чудовищная затея, если учесть, что более 41 млн. человек в 43 странах мира находятся на грани голодной смерти. Это данные ООН, где криком кричат о возможном приближении третьего всадника апокалипсиса – голода.

Понимают ли это идеологи экономических войн? Понимают, но на свой манер. У них всегда в запасе есть формулировки «проблема заслуживает большого внимания» или «мы выражаем озабоченность». А на практике? Да как-то так: после введения пятого пакета санкций на прошлой неделе Евросоюз уже с этого понедельника приступил к разработке шестого пакета…

Олег ФЕДОРОВ
Коллаж автора