ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
16 декабря 2022 / Ситуация

Ложный «крест»

Как трудоустроить мужчину, который пьет, не работает и живет на пособие по инвалидности своего ребенка? Драматичности ситуации добавляет позиция жены, которая уверена, что выхода нет.

Папа «сломался»

Беда в дом 35-летних брестчан Яны и Ивана Корнеевых (фамилия изменена по этическим причинам. – Прим. авт.) постучалась дважды. Первый раз, когда родился старший сын Коля, которому сейчас 7 лет. У мальчика ДЦП, обходиться без посторонней помощи он не может.

Родители потратили немало усилий на то, чтобы поставить сына на ноги, но, увы, цель недостижима. Когда медики дали это ясно понять, в семье «сломался» папа Коли. Молодой, уверенный в себе мужчина стал выпивать. На тот момент в семье появился второй ребенок. Паше 4 года, он активен, любознателен и, главное, абсолютно здоров. Но это не радовало. Яна в заботах о сыновьях и не заметила, как быстро супруг стал зависимым от алкоголя. На работе Ивана поначалу жалели, но 3 года назад пришлось расторгнуть контракт, потому как мужчина пил уже и средь бела дня.

После нескольких неудачных попыток поработать Иван решил, что не станет больше трудоустраиваться. В итоге более 2 лет он живет на пособия – детское и жены по уходу за ребенком-инвалидом. Не гнушается забраться в кошелек супруги и спустить украденные деньги на выпивку. А когда средств нет, может вынести из дому бытовую технику, вещи и обменять их на алкоголь. Жена смотрит на поведение мужа равнодушно, негодует лишь единственная родственница – тетя-пенсионерка.

– С тунеядцами сейчас ведут борьбу, их трудоустраивают, так почему на этого нет управы? Не могу смотреть, как из-за него страдают три человека, – рассказ о ситуации в семье племянницы закончился рыданиями тети, просившей хоть как-то помочь.

Разговор с Яной поверг в уныние. Раз­водиться она не намерена, подавать на алименты тоже.

– А какой в этом смысл? Иван все равно останется проживать в квартире, так как она приобретена в браке и является совместно нажитой. Платить алименты он не сможет, так как не работает, – Яна считает, что совокупность обстоятельств превыше ее возможностей.

Помочь – жаждущему

Специалисты же придерживаются иного мнения. Скажем, заведующая юридической консультацией Московского района Бреста Инна Реутская проинформировала, что взыскать алименты с мужа можно и будучи в браке.

– Тот факт, что он не работает, должен волновать в первую очередь его самого, ведь если образуется задолженность, то согласно ст.174 Уголовного кодекса он будет привлечен к ответственности. Женщине просто нужно расставить акценты и решить, чего она хочет: так и дальше жить или все же выбраться из омута. Главное ведь дети. А тут, похоже, как раз та ситуация, когда они страдают от присутствия отца, – считает юрист.

Аналогичной точки зрения придерживается и заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Брестского облисполкома Александр Каштанюк.

– В данном случае я бы делал акцент на лечении мужчины. Ведь он еще молод, всего 35 лет. Так что надо лечиться, затем искать работу. И подвигнуть к этому может необходимость платить алименты, – рассуждает собеседник. – Что касается трудоустройства, то оснований принудить его работать нет, человек должен сам осознать необходимость трудиться и воспитывать детей.

Первый заместитель начальника комитета по труду, занятости и соцзащите Брестского облисполкома Елена Феденко предлагает Яне обратиться за адресной социальной помощью, а мужа всячески оградить от доступа к деньгам. Посредством РОВД добиться его направления на лечение, взыскать с него алименты и таким образом заставить работать.

Но Яна, словно завороженная, твердит одно: муж – ее крест, от которого избавляться не намерена. Практикующий психолог Людмила Клюева уверена, что женщине необходимо пообщаться со специалистами ее профиля, так как живет она с ложными установками, заставляющими мириться с тем, что дети страдают. Но помочь можно лишь тому, кто этого хочет.

Галина СТРОЦКАЯ, коллаж Татьяны ЧЁРНОЙ