ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
38 номер
29 апреля / Спецпроект

Маршрут построен!

Что посмотреть в Беларуси? Ответить на этот вопрос не составит труда, если его задает иностранец. Но способна ли Беларусь удивить местных жителей? На эту тему поговорили с генеральным директором туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Беларустурист» Александром Косовским.

  • – Насколько, на ваш взгляд, белорусы знают свою страну?

– К сожалению, зачастую представления о туристическом потенциале Беларуси ограничиваются памятниками ЮНЕСКО – Беловежской пущей, Несвижским и Мирским замками и еще несколькими распиаренными местами. Многие забывают об уникальных лесных и болотных ландшафтах, усадебных парках и, конечно, о людях, которые в разных регионах знакомят с традициями: проводят мастер-классы, обучая народным танцам, ткачеству, гончарному и шаповальному делу, предлагают продегустировать аутентичные блюда. Я уверен, что именно такой туризм позволяет лучше узнать свою страну и ее прошлое. Однако на него решаются далеко не все.

  • – Внутренний туризм чаще выбирают трудовые коллективы для корпоративного отдыха. А семьи?

– В последнее время люди все больше выезжают куда-то компаниями друзей и знакомых. Причем если раньше белорусы чаще планировали маршрут на один день, то сегодня готовы провести вне дома все выходные. Зачастую такие группы обращаются к нам, чтобы забронировать жилье, но обязательно просят сориентировать, что посмотреть в конечной точке и по пути.

  • – Но разве получится самостоятельно, без экскурсовода, проникнуться новым местом?

– Хороший экскурсовод действительно играет огромную роль – об этом говорят опросы наших туристов. Допустим, вы поехали на экскурсию в Коссовский замок. Если просто посмотреть на здание и пройтись по залам, вы не сможете окунуться в атмосферу тех лет и узнать любопытные подробности. Например, о том, что во дворце когда-то было более 100 помещений, что его окружал прекрасный парк, где росли свыше 150 видов экзотических растений, а хозяева, по преданиям, для охраны держали льва, которого ночью выпускали бродить по коридорам. Гид обязательно учтет интересы вашей компании и построит свой рассказ так, чтобы вы получили удовольствие и запомнили максимум.

  • – Нынешний 2022-й – Год исторической памяти. Повлияет ли это на интерес белорусов к туризму?

– О чем в первую очередь думают люди, когда речь идет об исторических памятниках? Вспоминают Брестскую крепость, Хатынь, «Линию Сталина», Курган Славы. А ведь список тематических объектов, обновленных и отреставрированных, огромный.

Взять хотя бы Минск. Помимо интерактивного Музея истории Великой Отечественной войны, стоит увидеть мемориал «Шталаг-352», который находится в районе Масюковщина. Этот лагерь для военнопленных просуществовал с начала войны до 1944 года и унес жизни более 80 тыс. наших солдат. Буквально два года назад там открылся храм, где во время каждой литургии вспоминают воинов. Белорусы должны знать и о мемориале «Яма», расположенном на улице Мельникайте. Здесь в марте 1942-го нацистами было расстреляно около 5 тыс. узников гетто. Совсем рядом со столицей был организован крупнейший на территории нашей страны нацистский лагерь Малый Тростенец. Здесь уничтожались мирные жители, военнопленные, а также евреи из других стран – всего свыше 206 тыс. граждан.

Однако надо понимать, что наша история – это не только Великая Отечественная. Через белорусские земли прошло множество армий. Были тут и Иван Грозный, и Карл XII, и Наполеон. Например, в Борисове есть музей, который подробно раскрывает тему войны с французским императором. Чернобыльская трагедия – тоже наша история. Узнать ее можно, посетив Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. У гостей будет возможность понаблюдать за уникальной природой, которая без участия человека восстановилась после аварии, а также побывать в когда-то жилых домах.

  • – Что делается в инфопространстве для продвижения туристического продукта?

– Конечно, мы стараемся развивать наши сайты, оперативно размещаем новую информацию в социальных сетях. Но лично я убежден: лучшей рекламы, чем сарафанное радио, не найти. Приведу пример: несколько лет назад мы активно продвигали туризм на Ельню, но много желающих увидеть уникальные белорусские болота не находилось. Люди боялись комаров, переживали, что им будет скучно. Однако за время пандемии Ельня стала настоящим «местом притяжения». Туристы смотрели на фото друг друга в соцсетях, слушали отзывы и решались на путешествие.

  • – Есть ли еще на карте Беларуси «белые пятна» туризма?

– Только для самих белорусов. Часто специалисты нашей компании сталкиваются с тем, что люди боятся пробовать что-то новое. Например, не так много желающих поехать в Могилевскую область, мол, там нечего делать. Но это опять же – стереотип. В Славгородском районе есть источник «Голубая криница» – популярное место среди паломников. Верующие приезжают сюда, чтобы послушать службу, окунуться в святые воды и очиститься душой. В этом же районе можно поучаствовать в мастер-классах и приготовить сыр по уникальному рецепту. Могу с уверенностью сказать, что такие любопытные и достойные нашего внимания «точки на карте» повсюду. Надо лишь не бояться пробовать новое – оно того стоит.

Юлия КУЛИК, фото БЕЛТА