ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
14 апреля 2023 / Наследие

«Первоцветы» Витебска

Чтобы попасть в витебское фотоателье начала прошлого века, сейчас достаточно подняться под крышу областного краеведческого музея, который находится в городской Ратуше. Пространство, объединившее историю и интерактив, уникально.

Как у Юрковского

– В начале ХХ века в Витебске работало более 36 фотостудий. Самая знаменитая из них и долго просуществовавшая – студия Сигизмунда Юрковского, который известен во всем мире как изобретатель щелевого затвора, – рассказывает председатель музейного фотоклуба «Старая Ратуша» им. С. Юрковского Татьяна Лобацкая. – Атмосферу его фотоателье попытались воссоздать здесь.

Как и больше 100 лет назад, ателье разместилось на самом верхнем этаже здания. Фотографы располагали свои мастерские повыше. Чтобы в помещения проникало больше света, идеальным в те времена считалось наличие стеклянного потолка. Из окон верхнего этажа Ратуши открывается вид на крыши старого Витебска. На первой в истории фотографии, которую в 1826 году сделал француз Жозеф Нисефор Ньепс, как раз и запечатлен подобный пейзаж, открывавшийся из окон его мастерской. Копия снимка представлена в Ратуше и неуловимо напоминает витебские панорамы. Чтобы на оловянной пластине, покрытой слоем битума, появилось изображение, французский изобретатель держал ее под прямым светом 8 часов.

Над повышением светочувствительности материалов и получением устойчивого изображения работал и другой французский изобретатель Луи Жак Манде Дагер. Копия его фотографии, сделанной в 1838 году, представлена рядом со снимком Ньепса. На ней впервые запечатлен человек, который на улице чистит обувь. Выдержка этого изображения «всего» 15 минут.

Как процесс фотографирования происходил в витебских фотоателье, можно посмотреть здесь же. Клиентам предлагали специальные подставки под голову, чтобы выдержать необходимое время было проще; детей отвлекали игрушками, качелями. Поход в такое ателье был праздником: семья красиво одевалась, чтобы запечатлеть себя недешевым в те времена способом.

Ретрофото не желаете?

Идейные вдохновители проекта – директор музея Татьяна Старинская и дизайнер Алек­сандр Вышка условились сразу: здесь не будет музейных запретов. Все можно трогать, везде фотографироваться. На качели, подвешенные к потолку, можно усаживать детей, из самовара разрешено пить чай, а специально приобретенный граммофон находится в рабочем состоянии и проигрывает пластинки. Этот посыл подхватили участники «Старой Ратуши». Деревянный фотоаппарат под фотопластины, который стоит здесь же, – на самом деле не музейный экспонат. Фотограф Татьяна Лобацкая готова именно им сделать фото всех желающих.

– Я достаточно долго живу и умею делать такие фотографии, равно как и печатать их под красным фонарем, – улыбается собеседница. – В перспективе процесс печати фотоснимков смогут увидеть и гости музея. Чтобы это стало возможным, в Москве нашли место, где до сих пор можно приобрести реактивы. Через интернет мы покупаем фотопластины.

Благодаря проектору обратной проекции для фото можно выбрать любой фон. Аппарат выводит на специальный экран картинку, яркость которой не зависит от внешнего освещения и никак не влияет на качество изображения человека. Пока фотографию приходится ждать примерно неделю, но, когда желающих сфотографироваться старым аппаратом станет больше, процесс ускорится: разводить проявитель и закрепитель выгоднее на большую партию снимков.

– Наше пространство существует меньше месяца, а уже вызывает неподдельный интерес не только у витебчан. Недавно снимала группу молодых людей из Екатеринбурга, они путешествовали по Беларуси и захотели на память получить такое фото, – рассказывает Татьяна. – И очень многие посетители сходятся на том, что эти снимки, в отличие от цифровых, более живые, будто сделаны только что. Красота, которую передает бромосеребряная печать, благодаря светочувствительности серебра, неповторима. Мне кажется, что на этих фото есть отпечатки человеческих душ.

Наполеон. Сто лет спустя

В экспозиционной части пространства оформлена постоянная выставка истории фотодела в Витебске. Представлены порядка 30 копий фотографий витебских мастеров начала прошлого века. Можно проследить и как развивалась фотографическая техника от самого старого фондового фотоаппарата Voigtlander Bessa (такие производили в немецком Брауншвейге в 1929–1949 годах) до «Полароида». Немало аппаратов подарили участники фотоклуба «Старая Ратуша». Отдельный стенд посвящен известному витебскому фотохудожнику Александру Глебову (1955–2008), где можно увидеть его личные вещи, в том числе и фотоаппарат мастера.

Особое место в экспозиции отдано снимкам фотографа, изобретателя, химика, пионера цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Благодаря ему уже в 1912 году были сделаны первые 6 цветных снимков Витебска.

– Это произошло в рамках празднования столетия победы в войне 1812 года, – поясняет Татьяна Лобацкая. – Николай II, увидев цветные фотографии Прокудина-Горского, пору­чил ему сделать серию сним­ков мест, связанных с Наполеоновской кампанией. И Витебску, где, как известно, французский император провел две недели, повезло быть запечатленным.

Есть в пространстве небольшой участок для сменной экспозиции. Сейчас там представлены фотографии Ратуши, сделанные в разное время: авторства Юрковского, времен Великой Отечественной войны, в период ремонта и т.д. Кроме того, в ретроателье сейчас проходят заседания музейного фотоклуба «Старая Ратуша» имени Юрковского. Его участники продолжают писать фотохронику родного города, их снимки, подготовленные по просьбе мэрии, можно увидеть на билбордах Витебска, не оставляют они без внимания имиджевые мероприятия (фестивали «Славянский базар», «Витебский листопад», IFMC и т.д.), готовы делиться со всеми желающими своими знаниями и навыками. А значит, посетители тоже могут наблюдать за студийной съемкой фотографов клуба, участвовать в их мастер-классах, лекциях и беседах.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из архива музея