ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
06 мая 2022 / Ветераны

Породнился с небом

Ветерану гражданской авиации, участнику Великой Отечественной войны Семену Яковлевичу Липскому 1 мая исполнилось 100 лет.

Его общий трудовой стаж составляет 55 лет. В послужном списке – 21 правительственная награда. В канун Дня Победы Семен Липский рассказал свою историю.

Дальняя авиация

Семен Яковлевич родом из поселка Костычевка Федеровского района Кустанайской области. Его крестьянская семья была трудолюбивой, с большой самоотдачей работала на земле, но, к сожалению, не избежала маховика репрессий. Отца и брата Липского отправили в лагеря. Интересно, что Семен Яковлевич учился в одном классе с Леонидом Бедой – будущим дважды Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом авиации, командующим авиацией Белорусского военного округа. После школы они поступили вместе в летное училище, но судьбы сложились по-разному.

Семена Липского призвали в армию, едва началась Великая Отечественная. Но воевать ему пришлось недолго – в июне 1941-го Семена Яковлевича направили в Кустанайскую учебно-тренировочную эскадрилью, где он учился на летчика. Однако в конце года ее перебазировали в Алма-Ату, затем юношу откомандировали в Туркмению. Там в городе Кызыл-Арват базировалось Черниговское летное училище, готовившее летчиков-истребителей. Через полгода Липского направили в Новосибирскую военную школу летчиков авиации дальнего действия. Учебу окончил в июне 1944 года.

Семена Яковлевича направили в районный центр Тоцкое Оренбургской области, где размещалось авиационное соединение – резерв Ставки Верховного Главнокомандования, который осуществлял подготовку ночных летчиков. Резерв на тот момент был большой, поэтому ребятам подолгу приходилось ждать своей очереди, чтобы выдвинуться на линию огня.

Время Липского пришло весной 1945 года. Он летал на бомбардировщиках дальней авиации Ил-4 в Польше. Управление таким самолетом требует сложнейшей подготовки. День Победы встретил в местечке Замостье под Люблином.

– Ночью я дежурил по аэродрому, – вспоминает ветеран. – Перед рассветом услышал, как поднялась большая стрельба, зажглись прожекторы. Выскочил из будки, а самолетов нет. Срочно позвонил командиру полка сообщать о нападении, а он говорит: война закончилась! Нашей радости не было предела.

В коллекции наград Семена Яковлевича одна из самых дорогих – орден Отечественной войны II степени.

Любить жизнь

После окончания войны Липский остался служить в Военно-Воздушных Силах. Освоил легендарный стратегический бомбардировщик Ту-4. Его не раз приглашали участвовать в воздушных парадах над Москвой, посвященных Дню Победы. Демобилизовавшись в 1962 году, Семен Яковлевич работал в Минском аэропорту. На протяжении 10 лет летал на Як-12. Затем перешел на диспетчерскую работу в службу движения Минского объединенного авиаотряда Белорусского управления гражданской авиации. К тому времени он заочно окончил Ленинградскую академию гражданской авиации и получил квалификацию инженера по управлению движением. Это почетная работа с высокой нагрузкой. По словам Семена Яковлевича, тогда летали много: каждые 3–5 минут совершались взлет или посадка. Со всеми самолетами диспетчерам нужно было держать связь, просматривая дистанцию между судами в темное время суток, в разных погодных условиях. В этом деле Липский стал профессионалом 1-го класса. В службе управления движением он проработал 23 года. На заслуженный отдых вышел в 74 года.

Сегодня хобби Семена Липского – кормить у дома голубей. Он загодя готовит им хлеб и перловку. Птицы клюют крупу прямо с ладони. Родные Семена Яковлевича постоянно с ним на связи. Кстати, сын Валерий пошел по стопам отца – он также летчик гражданской авиации (уже на пенсии). У Липского еще есть внучка и правнучка.

На вопрос о том, как удалось сохранить бодрость духа, здоровье и ясность ума, Семен Яковлевич, не мешкая, отвечает:

– К любому человеку нужно всегда относиться с большим уважением, уметь выслушать и не перечить. Важно обмениваться положительной энергией, потому что когда делишься позитивом, то получишь его в ответ.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ