ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
29 апреля 2022 / Трудовая книжка

Строчки успеха

Витебское предприятие ОАО «Знамя индустриализации» пережило два рождения: первый раз – в 1930 году, в момент своего создания, второй – возрождаясь после войны. Восстановление из руин фабрики связано с одной из знаковых фигур предприятия – Раисой Журавлевой.

Поднимаясь из руин

Сегодня работники помнят ее как одного из директоров «Знамени индустриализации». Между тем 20-летняя девушка начинала на родном предприятии с самой народной должности: швеи-мотористки. Ее первым наставником был руководивший цехом Рувим Зельбер.

В областной центр Раиса приехала из деревни Коровки Витебского района в 1947 году – нужно было помогать матери поднимать младших. В то время флагман легпрома переживал сложные времена. В 1941-м после эвакуации оборудования и рабочих фабрику, чтобы не оставлять врагу, взорвали. Вместо облагороженной территории и уютного здания – руины. Цех, открывшийся в единственном уцелевшем фабричном здании – яслях, заработал в 1944 году.

Восстанавливали производство под руководством директора Марии Маценко (она стала первым человеком в коллективе, получившим звезду Героя Социалистического Труда) постепенно, понемногу. Гладили изделия разогретыми на примусах ручными утюгами, не было и электрических машинок – работали на ручных, выпуская телогрейки.

Однажды Раиса Журавлева пришила к нехитрой одежде две левых рукава… Рассеянность была понятной. После смены молодая работница под руководством мастера Александры Чученко оттачивала навыки. Очень скоро пришли первые успехи, девушка стала одной из лучших в профессии, перевыполняла плановые задания. А после с коллегами трудилась на стройке: фабричная молодежь восстанавливала главный корпус предприятия, а также высаживала деревья и разбивала клумбы.

В эти годы в жизни у молодой женщины находилось время и для творчества: был здесь хореографический коллектив под руководством Оссера Портного, а фабричным театральным коллективом руководил заслуженный артист БССР, актер театра имени Якуба Коласа Борис Левин. В спектакле по пьесе Островского «Лес» играла и юная Раиса. Уже позже занимавшей на предприятии серьезные должности Раисе Журавлевой сценический опыт помогал судить игры фабричных команд КВН.

Нелишнее образование

В потоке дел находила Раиса Журавлева время для учебы, в школе рабочей молодежи она окончила полный курс средней школы. После войны молодые люди со средним образованием были «штучным товаром», к каждому из них внимательно присматривались. Руководство фабрики заметило потенциал Журавлевой, девушку назначили начальником отдела кадров.

– Это было время, когда фабрика восстанавливала основное здание разрушенного корпуса, набирала в цеха новых рабочих, которых нужно было около 2000 человек, – пишет энтузиаст-летописец фабрики Леонид Москаленко. – Она справилась с этой работой. В 1950 году на фабрике трудилось уже 2300 человек, парк швейных машин вырос до 550 штук.

Параллельно продолжала учиться. Работая в отделе кадров, стала студенткой Московского заочного института легкой промышленности. Это учебное учреждение, наряду с аналогичным ленинградским, с самого начала работы фабрики было главной кузницей кадров.

В 1952 году Раиса Журавлева вступила в партию. И с привычным для себя энтузиазмом взялась за общественную работу. В цехах предприятия проводила лекции и беседы, хорошо знала людей, а те доверяли ей, выбрав заместителем председателя фабричного профкома.

В 1957 году Журавлева стала депутатом Октябрьского райсовета, чуть позже избрана секретарем партийной организации фабрики, а в 1972 году возглавила родное предприятие. «Государство дало человеку возможность роста независимо от его происхождения», – отмечала она. И своим трудом доказывала, что в ней, простой девочке из деревни, не ошиблись.

Орденоносная фабрика

– На ее долю выпало время, когда надо было наращивать объемы производства. Раиса Петровна создавала бригады коммунистического труда, – рассказывает председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Знамя индустриализации» Светлана Кузнецова. – В этой работе ей очень помогало умение замечать перспективные кадры. Например, безошибочно назначала руководителя в отстающие цеха. Ярким примером была Эмма Лозакович, которая не просто наладила работу швейного цеха № 1, но и вывела его в передовики.

При Раисе Журавлевой фабрика расширила ассортимент. В музее ОАО можно отследить, что выпускало предприятие в разные годы работы. В 1970–1980-е это модельные пальто, мужские брюки, шубы из искусственного меха. Кроме того, «Знамя индустриализации» одевало в шинели военнослужащих всего Советского Союза. На предприятии обязательно присутствовали представители военных ведомств, отдельно контролируя производство солдатских и офицерских шинелей. Работала и общественная комиссия по проверке качества.

Не забывала директор и о том, что у каждого труда должен быть стимул.

– Она следила за тем, чтобы оплата была гибкой и справедливой, – говорит Светлана Кузнецова. – А еще при ней появились очень разнообразные формы соревнований, в частности социалистического. Стали вести Книгу почета и книгу «Мастер – золотые руки». Там рисовали для наглядности графики производительности труда, а все записи работники с каллиграфическим почерком делали от руки. До сих пор храним мы и книгу рацпредложений тех лет. По ее оформлению можно судить, какое значение придавали рационализаторской мысли на предприятии.

Под руководством Раисы Журавлевой фабрика «Знамя индустриализации» снова стала флагманом легпрома. В 1977 году предприятие было участником Выставки достижений народного хозяйства, спустя 2 года за успешное выполнение производственных планов и мероприятий по улучшению условий труда присвоено звание «Предприятие высокой культуры». А в 1980-м коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На заслуженный отдых Раиса Журавлева ушла в 1982 году. Однако и на пенсии продолжала вести активную жизнь, была членом президиума областного совета ветеранов, городского совета Фонда мира.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из архива ОАО «Знамя индустриализации»