ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
07 декабря 2023 / Наследие

В поиске героев

Медаль «За отвагу» нашла своего обладателя во второй раз. Награду заслужил, а потом потерял при неясных обстоятельствах красноармеец ездовой транспортной роты 510-го стрелкового полка 154-й дивизии Яков Фомич Пахомов. Недавно ее отыскал и передал внуку героя менеджер по работе с ключевыми клиентами региональной дирекции ОАО «Сбер Банк» по Витебской области Максим Сироткин.

Такая, как у прадеда

Сейчас Максим – активный член поискового движения. Вместе с тем история награды началась задолго до того, как молодой человек нашел свое увлечение.

Его прадед погиб, подорвавшись на мине, при освобождении города Приекуле в Латвии. Это случилось в 1945 году, за несколько месяцев до Победы. И когда семья фронтовика начала собирать информацию о героическом предке, та оказалась очень скудной, не сохранилось даже фотографии. Однако из документов было известно, что прадед имел боевые награды – медаль «За отвагу» и орден Славы.

– Мне так хотелось иметь материальное свидетельство его подвига, что лет 15 назад я купил аналогичные награды у коллекционеров, – рассказывает Максим. – Заплатил немало, положил их у себя, но после пришло осознание, что это – чужие награды. И принадлежат они другим людям.

Тогда Сироткин начал самостоятельно искать героев. Сначала по сайтам «Мемориал» и «Подвиг народа». Но для успешного поиска не хватало информации: сличить номер награды можно только в том случае, если знаешь имя предполагаемого владельца. Потом писал запрос в Министерство обороны, тоже безрезультатно. Потратив на это почти год, молодой человек обратился к участникам поисковых отрядов. Отправил им фотографии и уже через полтора месяца получил ответ.

Ордена и кавалеры

Владелец ордена Славы III степени жил в Миорском районе, свою награду он получил в 1968 году. В живых фронтовика, как и его близких родственников, уже нет. А дальним орден как реликвия оказался не нужен.

– Мы связались с директором местного музея. Он предположил, что награда в 1990-е ушла на рынок с ведома родни, – говорит собеседник. – А если так, то нет гарантии, что орден не будет снова продан. Тогда я решил передать его в музей. Пусть рассказывает посетителям о героизме жителя Миорщины.

А с медалью «За отвагу» случилось удивительное совпадение. Когда поисковики сообщили Максиму, что она принадлежит Якову Фомичу Пахомову, то мужчина сразу припомнил: в Академии ветеринарной медицины, которую он в свое время окончил, был преподаватель с такой фамилией. Когда же прислали фото героя, сомнений в родстве не осталось: Яков Фомич и Иван Яковлевич Пахомовы оказались очень похожими.

– Медаль передавали в ветакадемии, в торжественной обстановке. Я искал глазами Ивана Яковлевича, но медаль получал его сын Павел (на снимке), тоже преподаватель, – вспоминает Максим. – Я сказал ему, что убежден: реликвия должна находиться в семье героя. И кто знает, может быть, каким-то чудесным образом мне в руки попадут и награды моего прадеда.

Хобби менеджера

Максим уверен: если бы он в свое время не выкупил награды, они бы навсегда осели в частных коллекциях и не вернулись бы родным. А значит, это равносильно тому, будто он их нашел. Тем более сейчас поиск стал его вторым серьезным хобби.

– Я достаточно давно занимаюсь военно-исторической реконструкцией, – поясняет Максим. – В нашем клубе «Товарищи по оружию» много ребят – членов поисковых групп. К ним примкнул и я. Сейчас состою в поисковом отряде «Разведчики воинской славы» (РВС). Им руководит Светлана Комогорцева, а головная организация находится в Новополоцке.
Поиск не предполагает самодеятельности, здесь все строго регламентировано. На лето (вахты памяти проходят только в теплое время года) составляется список районов, где будут проходить поисковые операции. Работы начинаются с ведома и одобрения Министерства обороны и Следственного комитета, а также поискового батальона. На Витебщине действует 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. Его солдаты обязательно присутствуют при раскопках.

Максим не считает себя очень опытным поисковиком. Однако и в его активе уже есть значимые находки.

– Запомнились раскопки в Ви­тебском районе близ деревни Дрю­ково, – рассказывает Сироткин. – Местные жители нашли медаль «За отвагу». Об этом сообщили в 52-й поисковый батальон. Оказалось, на окраине леса зимой 1943 года шли бои, в квадрате примерно километр на километр есть окопы. Соответственно, были и захоронения. Туда выехали мы и на маленькой территории примерно 10 на 10 метров нашли останки 120 бойцов, в нескольких могилах было по 10–12 человек.

В следующем году Максим со своими товарищами по поисковой работе планирует принять участие в вахтах памяти в районе Вороновского кольца. Там много неизвестных мест, которые нужно проверять.

Кстати, в клубе исторической реконструкции Максим работает сразу над двумя комплектами костюмов – сапера штурмового отделения Красной Армии в звании сержанта и медработника вермахта. Оба костюма требуют и времени, и глубоких знаний. Случается, замечает Максим, в День Победы, желая погрузиться в атмосферу праздника, люди надевают на себя вещи, только похожие на оригиналы. Реконструкторы себе такого не позволяют. Их костюмы и амуниция – это или оригинальные вещи, или выполненные из материалов и с использованием технологий того времени. Поэтому и образ получается весьма недешевым: серьезный комплект по цене может быть эквивалентен машине или квартире.

– Хочется больше познавать свою историю, рассказывать людям, как это было, чтобы такого больше не повторилось. Вот только костюм вермахта пока отложен, не очень хочется мне его надевать, – говорит собеседник. – На фестивалях, которые проходят в Беларуси и по всему постсоветскому пространству, видишь, насколько интересна история войны самым разным людям. У меня, например, есть друг из Японии, его зовут Казухару Явохаши. Ему 52 года, и он реконструирует костюм бойца Красной Армии. Очень любит бывать у нас на «Линии Сталина».

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников