ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
13 июля 2022 / Потребитель

«Веселый» гаджет на руке

Как покупателям научиться отстаивать свои права и не попасть в ситуацию, когда недобросовестные продавцы товаров и услуг пытаются обвести вокруг пальца? Вместе с председателем Брестского областного ОО «Защита прав потребителей» Владимиром ЛЕОНЕНКО разбираем несколько ситуаций, которые послужат нам всем полезным уроком.

Не в ту дверь

Молодая семья из Бреста, затеяв ремонт в новой квартире, заказала в одном из интернет-магазинов двери. Хозяйка (Дарья) взялась за дело основательно – даже сама размеры дверного проема измерила, но представители компании-производителя отказались от ее помощи – мол, они сделают это лучше. Однако не сложилось…

Сначала в наличии не оказалось нужных дверей: супругам пришлось переоформить заказ и взять другие. На это, кстати, ушло не обещанные 3 дня, а несколько месяцев, несмотря на то, что была произведена 100-процентная предоплата.

Когда продавец наконец доставил товар заказчикам, те и вовсе разочаровались: дверные полотна имели выбоины, местами непрокрашены; печальную картину завершали сломанные наличники. Из четырех дверей супруги согласились взять сразу только двое. Остальные пришлось ждать. Долго.

– Заказ привозили нам 4 (!) раза, – вспоминает Дарья. – Звонили, что вот-вот будут. Я оставляла двухлетнего ребенка с чужими людьми и ехала в ремонтируемую квартиру. На месте уже получала SMS: «Привезем завтра». И так несколько раз. К тому же брак никуда не исчезал, даже дверные ручки были деформированы.

Кое-как заполучив злополучные двери, Дарья с мужем заказали в том же магазине детскую кроватку. Она тоже оказалась бракованной! Добиться замены удалось лишь через три недели, а вот извинений от продавца супруги так и не дождались.

 


Комментарий

– Полностью оплачивать заказ следует только по факту выполненных работ. Это подстегивает исполнителя действовать быстро и качественно. Не стоит игнорировать и такой способ воздействия на недобросовестного продавца, как запись в Книге замечаний и предложений о качестве оказанной услуги. В таком случае Закон «О защите прав потребителей» позволяет заказчику истребовать моральный вред. Если исполнитель откажется, то можно обратиться в суд.


 

(за)Умные часы

Житель Брестского района Валерий решил подарить своим родителям и родителям супруги умные часы на Новый год. (Этот гаджет позволяет измерить и давление, и пульс, и другие важные параметры организма.) Покупку совершил в одном из салонов связи Бреста. Одни часы стоили 179 рублей.

Через несколько дней после праздника Валерию позвонил отец и пожаловался: мол, давление у него уже много лет не опускается ниже отметки в 160 единиц, а новый гаджет постоянно показывает всего 120. Выяснилось, что и остальные часы грешат такой же неточностью.

Валерий обратился к продавцу с претензией, но тот согласился принять обратно только пару часов, а остальные отправил на перепрошивку. После процедуры «лечения» устройства повысили цифры – стали показывать давление в 140 единиц. Правда, у всех, кто бы ни надевал их на руку.

– А что вы ожидаете от немедицинского прибора?! Погрешности здесь допустимы, – заявили в салоне и отказались возвращать деньги за часы.

 


Комментарий

– В такой ситуации покупателю следует обратиться по месту реализации товара и оставить отзыв в Книге замечаний и предложений: товар не соответствует заявленным требованиям и не была предоставлена достоверная информация о нем. Потребитель также имеет право на расторжение договора и возврат денег в течение 7 дней. Если это требование не будет исполнено, нужно обратиться в общество защиты прав потребителей для подготовки иска в суд.


 

Отпариватель «запарил»

Еще один брестчанин, Алек-сандр, решил купить в интернет-магазине отпариватель. В пункте выдачи заказов он сразу обратил внимание на непрезентабельный внешний вид упаковки – коробка была измята, порвана. Тем не менее Александр претензий по этому поводу продавцу не высказал. Никаких возражений от покупателя не последовало и после того, как он узнал, что проверки на корректность работы техники в пункте выдачи также не будет. Однако дома Александр включил отпариватель и остался недоволен его «действиями»: устройство «плевалось» водой и издавало неприятный запах. На следующий день история повторилась.

– Я отнес покупку назад и попросил вернуть деньги. Но мне отказали, сообщив, что отпариватель проверят в сервис-центре, – рассказывает «пострадавший».

Через 14 дней Александр получил уведомление о том, что исправный товар можно забрать. Но пользоваться устройством все равно было невозможно. Более того, при повторном обращении владельца горе-аппарата проинформировали о необходимости проведения экспертизы за его счет, которую отпариватель в данный момент и «проходит».

 


Комментарий

– Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации необходимую и достоверную информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора. Если же договор заключен, то в разумный срок можно добиться расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы. Данная норма содержится в ст.16 Закона «О защите прав потребителей».


 

Галина СТРОЦКАЯ, фото из открытых интернет-источников