ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
22 апреля 2022 / Помог профсоюз

Забрать болезнь на пенсию

Если добросовестный работник нанес вред здоровью на производстве – ему положена компенсация. Это аксиома. Но если речь о бывшем работнике? Это уже дилемма. К счастью, профсоюзы предусмотрели и такую внештатную ситуацию.

В конце ноября прошлого года в Гродненскую областную организацию Белхимпрофсоюза обратился бывший работник одного из предприятий отрасли. Игорь Бельский (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) проработал на заводе практически всю жизнь – с 1978-го и до выхода на пенсию в конце марта 2021 года. Причем длительный период мужчина был занят во вредных условиях труда.

– Еще во время работы, в начале марта 2021 года, состоялся периодический медицинский осмотр, по которому Бельскому установлен диагноз двусторонняя хроническая профессиональная нейросенсорная тугоухость, – рассказывает правовой инспектор труда областной организации Белхимпрофсоюза Виктор Шикас. – 25 марта, буквально через несколько недель, работник вышел на пенсию. Спустя месяц Бельский прошел медико-социальную экспертизу, и врачами-экспертами МРЭК было установлено, что степень утраты его профессиональной трудоспособности составляет 15%.
Коллективным договором предприятия, где прежде трудился Игорь Бельский, предусмотрена выплата единовременной материальной помощи в размере одной среднемесячной зарплаты за каждый процент утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, произошедшего по вине нанимателя. Но с одной существенной оговоркой.

– По колдоговору выплата положена работникам предприятия, а поскольку обратившийся таковым уже не является, он не может рассчитывать на материальную помощь. На это и указали Бельскому, – продолжает Виктор Шикас. – Однако соглашением между Гродненским облисполкомом, областным союзом нанимателей и областным объединением профсоюзов установлено, что матпомощь при потере трудоспособности в результате профессионального заболевания выплачивается не только действующим работникам, но и впоследствии уволенным (в таком случае для определения размера материальной помощи используется средняя зарплата за год до установления профзаболевания).

Правовой инспектор труда помог Игорю Бельскому составить заявление об оказании единовременной материальной помощи, в котором сослался на соответствующий пункт областного соглашения, а также был готов при необходимости представлять интересы мужчины в суде. Тем временем председатель областной организации Белхимпрофсоюза Елена Лясковская приложила немало усилий, отстаивая интересы бывшего работника на переговорах с руководством предприятия.

– В результате обращаться в суд не пришлось: администрация пошла навстречу и произвела выплату единовременной материальной помощи – 15 среднемесячных заработных плат (более 20 тысяч рублей), – подводит итог Виктор Шикас.

Елена КАЯЧ
Коллаж Татьяны ЧЕРНОЙ