ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
12 октября 2023 / Земляки

Железный акцент глины

Когда в начале 2000-х жительница Слонима Надежда Салейко представила свои работы на «Славянском базаре», они привлекли внимание опытного кузнеца. Мужчина был уверен, что коллекция создана из металла, и сильно удивился, узнав, что перед ним – глина.

Голова из лампочки

– Это была первая коллекция под металл, – рассказывает Надежда Петровна. – А начинала с обычной терракоты – панно из нее висели на стенах и дверях, стояли на шкафах. Все было рыжее! Мне это так надоело, что решила разбавить чем-нибудь брутальным. Подумала: «Зачем я все так выглаживаю? Это сколько усилий: зачистить, заровнять каждую вмятинку пальцами. А если наоборот – сделать изделие более грубым?» Так и появилась идея новой техники: с помощью всего, что есть под рукой, имитировала удар молотком, а потом тонировала глину под металл, добавляя железные акценты.

Мастерица всегда старается находить вещам нестандартное применение. Например, один из ее рабочих инструментов – обычная лампочка накаливания, обернутая капроновыми колготками. Покрывает ее ровным слоем глины и получает заготовки в виде полусферы, из которых делает головы для забавных человечков, корзины, колокольчики – все, что подскажет фантазия. Тонкие «нити» создает, продавливая сырье через москитную сетку.

А недавно Надежда Салейко сумела превратить глину в мрамор, соединив белую и красную так, что готовые изделия украшают мягкие разводы, характерные для благородной горной породы.

Простой ценный экспонат

Одна из комнат в доме Салейко отдана под выставочный зал. От обилия и разнообразия собранной здесь керамики разбегаются глаза. Однако, по словам хозяйки, это лишь малая часть коллекции: если выставить всё, то понадобится 7–8 таких помещений. На почетном месте – небольшое панно с женской фигурой в народном костюме. Выглядит оно, чего таить, гораздо проще остальных, но имеет особую ценность, ведь именно с него Надежда Петровна начинала свой путь ремесленника.

По образованию моя собеседница – художник-оформитель, около 10 лет работала на Слонимской фабрике художественных изделий. Интерес к глине появился благодаря выставке. Увидела керамику – и что-то «щелкнуло». У Надежды Салейко не было наставников, училась методом проб и ошибок, поэтому, считает, и сложился своеобразный стиль.

– Когда мы переехали в дом, соседи не знали, чем мы занимаемся, и с изумлением наблюдали, как летом, в жару, постоянно топим в две трубы, – с улыбкой вспоминает она. – Дело в том, что поначалу обжигали глину в обыкновенной печке: раскладывали уже просохшие изделия на специальном совочке и ставили на жар. Денег, чтобы купить муфели, не было, да мы и не знали, где их отыскать, в начале 1990-х с этим было непросто.

Мастерская на дому

С того времени многое изменилось, но у собеседницы по-прежнему нет специальной мастерской. Творит и в выставочном зале, и на кухне – где в определенный момент удобнее. Кстати, керамикой увлекся и сын Петр, а супруг мастерицы Виктор Михайлович в свободное время занимается резьбой по дереву. Неудивительно, что дом семьи полностью отвечает их творческому образу жизни. Многое сделано руками хозяев, например, люстра в выставочном зале собрана из старинных керосиновых ламп и деревянного колеса.

– Эскизы рисую редко, но никогда не сяду за работу, пока не продумаю будущее изделие. Без этого можно даже не начинать. Безусловно, какие-то детали добавляю по ходу, но основа – зерно – должна быть, – уверена Надежда Петровна. – Недавно отдел ремесел попросил что-то из керамики для своей коллекции. Могла бы, конечно, отдать одну из старых работ, но захотелось создать нечто особенное. Получилось панно 180х70 см. Каждая из его секций отражает символы Слонима: сверху – драмтеатр, снизу – железнодорожный вокзал, а в центре, между ними, – фигура ремесленника.

Елена КАЯЧ, фото автора